Турок национальность как пишется

uCrazy.ru

ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ

ОПРОС

СЕЙЧАС НА САЙТЕ

КАЛЕНДАРЬ

Сегодня день рождения

Рекомендуем

Какая разница между турками и тюрками, и при чём здесь Чапаев?

Бывают похожие этнонимы, означающие разные народы. Иногда это случается в результате ошибки географов. Например, мы называем коренных жителей Америки индейцами, потому что Колумб считал открытые им земли Индией. Казалось бы, Индией нужно называть только Индию. Но нет, и здесь промашка! Современные индийцы называют свою страну вовсе не Индия, а Бхарат. Похожая история и с Китаем (который на самом деле называется Хань, Танься или Чжуньго), с Финляндией (Суоми), и со многими другими странами.

С турками и тюрками вообще какая-то нелепость. С одной стороны, тюрками называются некоторые народы, живущие в Сибири и на Алтае: якуты, хакасы, тувинцы и т. д. Какое отношение эти народы имеют к современному турецкому народу, непонятно совершенно, потому что антропологический тип у этих двух групп совершенно разный.

Якуты и тувинцы — ярко выраженные монголоиды, в то время как турки антропологически очень разнообразны. Связано это во многом с мусульманскими обычаями, позволявшими массово инкорпорировать в свою среду иноплеменников. По завету пророка Мухаммеда, человек, произнесший слова «нет бога, кроме Аллаха», становится полноправным членом исламского мира, независимо от того, к какому народу он принадлежал раньше, был ли он греком, французом или славянином.

Свою роль сыграло, само собой, и то, что в гаремах турецких султанов оказывались женщины со всех концов света. Считается, в общем, что у турка должны быть темные волосы и глаза, но на самом деле у многих турок глаза голубые или зеленые. В любом случае, ничего даже близко похожего с сибирскими тюрками нет!

Еще больше запутывает ситуацию то, что есть еще туркменский этнос, а весь регион, который мы сейчас называем Средней или Центральной Азией, еще в XIX веке носил имя Туркестан. Тюрками считаются азербайджанцы и чуваши. Тоже очень непохожие между собой народы! Азербайджанцы – люди восточные, чуваши внешне ничем почти не отличаются от русских. Знаменитый красный комдив Василий Иваныч Чапаев, например, был по отцу мордвин, а по матери — чуваш. То есть получается, что Чапаев — тюрок. Так, что ли?

Нет, не так. Путаница объясняется очень просто. Большинство упомянутых выше народов всего лишь тюркоязычны и собственно к древним тюркам, создавшим в VI веке могущественное степное государство, имеют косвенное отношение. Государство это просуществовало недолго, всего около полувека, но этого хватило для того чтобы тюркский язык стал языком международного общения, как сейчас английский. Этот язык распространился в Средней Азии, потому что через этот регион шел тогда Великий шелковый путь, т. е. люди были вынуждены много общаться между собой, договариваться о торговой сделке или просто о ночлеге на постоялом дворе. А на каком языке договариваться? На тюркском!

Мы сейчас не обращаем на это внимания уже, но многие русские слова, связанные с торговлей, «татарского», т. е. тюркского (на худой конец, тюркско-арабского или тюрко-персидского) происхождения: «деньги», «казна», «барыш», «таможня», «магазин», «магарыч» и т. д.

Вот откуда в Средней Азии появились туркмены, узбеки и другие тюркоязычные народы. Их далекие предки говорили, по-видимому, на иранских наречиях (вроде того, на котором и сейчас говорят таджики), но… бизнес есть бизнес! – в какой-то момент перешли на тюркский.

С середины IXвека эти псевдотюрки (их называют также огузами) стали массово наниматься в гвардию к багдадским халифам (таких воинов называли гулямами; считается, что первый «тюркский» отряд появился в правление халифа аль-Мутасима). Очень быстро гулямы почувствовали силу своей сабли и стали сменять правителей по своему усмотрению, как русская гвардия в XVIIIвеке «назначала» царей. В какой-то момент это привело к тому, что огузские племена стали «командовать парадом» в Азербайджане и на Ближнем Востоке. А другая ветвь огузов в самом конце IXвека переселилась в Причерноморье, вытеснив отсюда венгров и став сущим кошмаром для древнерусских князей. Это были знаменитые печенеги.

Прямых потомков «настоящих тюрок» (иногда их называют, чтобы не путаться, тюркютами) к настоящему времени назвать с уверенностью нельзя. Предки многочисленных тюркоязычных племен Алтая и Сибири (теленгитов, телеутов, тувинцев, якутов и др.) были, по-видимому, союзниками тюрок или их дальними родственниками, либо просто, как и огузы, перешли на тюркский язык в силу его популярности.

Что же до чувашей и волжских булгар (предков казанских татар), то их тюркоязычность объясняется не контактами с тюркютами, а тем, что это осколки другой степной державы — гуннов, появившейся еще за несколько веков до тюрок; по-видимому, гунны говорили на каком-то пратюркском языке, который стал основой для всех остальных ветвей.

Турки в современном значении этого слова появились уже в поздний исторический период из огузских племен, переместившихся в Малую Азию. В 1055 году предводитель этих племен Тогрул-бек захватил Багдад и основал т. н. «государство Сельджуков». А вXIII веке выходцы из огузо-туркменского племени кайи Эртогрул и его сын Осман положили начало Османской империи, которая со временем превратилась в современную Турцию.

Источник

Турки — как кочевые племена построили могущественную державу?

Турция — одно из самых древних государств, а её история связана с другими цивилизациями, что оказали влияние на формирование народа этой страны — турок. Прошлое турецкой нации наполнено яркими событиями и множеством загадок, над которыми историки бьются по сей день. Сегодня нам кажется, что в Турции всегда жили тюркские племена, однако это не так.

Некогда эти земли принадлежали армянам, грекам, евреям и ассирийцам. Турки в этих местах появились гораздо позднее, а сам народ проходил долгий и сложный процесс становления. Но когда же появились турки? И как удалось им покорить территории, что сегодня стали их государством?

Появление тюркских племён в Малой Азии

Территория Малой Азии ещё задолго до появления тюркских племён представляла собой земли, наполненные самыми разнообразными народностями. Пёстрый этнический состав в дальнейшем сказался и на культуре Турции, что складывалась под влиянием различных цивилизаций. За тысячу лет до наступления нашей эры господствовать в регионе стали греки. В период греческой колонизации происходит эллинизация местных племён, проживавших в Малой Азии.

В XI веке начинается время тюркских завоеваний. Эти племена приходят с северо-западного направления, а их основными конкурентами в освоении новых земель становятся печенеги. Одними из первых в Турцию приходят огузо-туркменские племена,а главнейшую роль в формировании будущего турецкого этноса сыграла народность кынык.

Поскольку большинство их представителей занималось скотоводством, кочевникам приходилось постоянно искать пастбища для своих животных, меняя места поселения. Впрочем, племена постепенно распадались, часть их оседала.

Исследователь М.Х.Йынанч в своих работах отмечает, что археологические открытия показали: турки-огузы не продвигались в горы, а, в первую очередь, продвигались по равнинам. Именно это и позволило им быстро и в сравнительно небольшие сроки занять всё Анатолийское плоскогорье. Позднее турки уже выходят к берегам Чёрного моря, постепенно смешиваясь с местными племенами.

Карта Сельджукского султаната

Эпоха завоеваний

Началом тюркизации коренного населения Малой Азии историки считают время XI-XII веков. С чем же оно было связано? На мой взгляд, причина крылась в смене образа жизни. Кочевники огузы вынуждены были оседать на равнинах, создавая небольшие поселения или становясь частью местных общин.

Поскольку многие коренные племена на тот момент уже исповедовали ислам, происходит заметное влияние на тюркскую культуру. Она в тот период была ещё на стадии своего формирования, а потому принимает влияние прочих народностей. Именно потому сегодня Турция напоминает некую смесь восточных и европейских культур.

Бейлики Малой Азии в XIV веке / ru.wikipedia.org

Уже в XIV столетии в Анатолии появляется несколько десятков бейликов — турецких государственных образований. У них официальным языком был турецкий (в отличие от сельджукских городов, где использовали персидский). Поразительно, но турки не просто сумели покорить новые земли — они сделали их своими.

Прежние поселенцы, большинство которых составляли греки и армяне, были вытеснены из Анатолии. Однако процесс становления турецкого народа был долгим и сложным. Как утверждал известный русский тюрколог Н.А.Баскаков, о турках как отдельной народности, можно говорить лишь со второй половины XIII века.

Основной версией принято считать происхождение турок от двух ветвей — кочевых тюркских племён и местного населения Малой Азии. Если же заглянуть в “Энциклопедию Брокгауза и Ефрона”, то можно отметить факт сложного этнического становления турок. Он указывает следующее:

“В Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа”.

Османская империя и становление турок

Одним и самых ярких периодов турецкой истории стала Османская эпоха. В 1299 году на окраине Сельджукского каганата один из уделов получает молодой бей Осман. Именно этому человеку суждено было сыграть значительную роль в объединении турецких племён.

Осман I приложил максимум усилий, чтобы построить по-настоящему самостоятельное государство. Я хочу отметить, что воплотить задуманное ему удалось более чем удачно. Политика укрепления собственных земель и постепенное продвижение вперёд превращают Османа в могущественного правителя.

Лорд Кинросс в своей книге “Расцвет и упадок Османской империи” так писал о нём:

“Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ”.

И это было лишь первым шагом, который последующие поколения старались успешно продолжать.

Турецкие башибузуки

Как и любая сильная держава, Османская империя должна была постоянно быть готовой к противостоянию с не менее влиятельными соседями и соперниками за господство на определённых землях. Основными противниками турок стали русские, что долгое время вели борьбу за Крымский полуостров. Противостояние завершилось в 1783 году победой России.

Череда поражений в войнах (особенно Первой мировой войне) стала роковой для турецкого народа. Страны-победительницы начинают раздел регионов Турции. Французы, греки, итальянцы получили земли, ранее входившие в состав поверженной Османской империи. И если прежде туркам принадлежали огромные территории, то теперь им оставили лишь небольшой клочок земли — от Анкары до Чёрного моря.

Мехмед VI — 36-й и последний султан Османской империи, 115 халиф ислама

Однако непростая и тяжёлая освободительная борьба, которую возглавил Мустафа Кемаль, стала возрождением независимости Турции. Как считают историки, национально-освободительная борьба турок, развернувшаяся в 1918-1923 годах, стала завершающим этапом становления народа. Сегодня же население Турции является сплочённым этносом, что сумел пройти через сложности и беды.

Источник

Как появились турки

История заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования — государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад — в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки — народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии — побережье Эгейского моря, на севере — на побережье Черного моря, на юге — на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии — на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы — на северо-востоке, ассирийцы — на юго-востоке, многочисленное еврейское население — в крупных городах Византийской империи, балканские народы — в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) — более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад — к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.

Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян — болгар, сербов, македонцев — предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары). В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи — одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя — Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем — один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX — начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию — султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно — после Первой мировой войны и распада Османской империи, — началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане — из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар — помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров — на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая — этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью — сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца — турка или матери — турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Источник

Читайте также:  Широкая масленица как пишется
Поделиться с друзьями
Познавательное и интересное
Adblock
detector
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30