Трое волчат как правильно пишется

Склонение собирательных числительных ДВОЕ, ОБА, ОБЕ, СЕМЕРО

Падежи двое оба обе семеро
И.п двое оба обе семеро
Р.п. двоих обоих обеих семерых
Д.п. двоим обоим обеим семерым
В.п. двоих обоих обеих семерых
Т.п. двоими обоими обеими семерыми
П.п. (о) двоих (об) обоих (об) обеих (о) семерых

Собирательные числительные отличаются от количественных бо­лее узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных:

1) числительные двое, трое, четвероединственно возможны в каче­стве счетно-числовых определений при существительных, употребляемых только во множественном числе: двое ворот, трое суток, четверо щипцов;

2) собирательные числительные употребляются в сочетаниях с су­ществительными дети, люди, лицо(в значении «человек»): трое детей, людей, посторонних лиц, а также с существительными типа ребята, вол­чатаи под.: четверо ребят, волчат (последнее в разговорной речи);

3) употребление собирательных числительных ограничено стилем ре­чи: в официальной речи предпочтительны количественные числитель­ные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).

Собирательные числительные не сочетаются:

1) с именами существительными женского рода, а также названи­ями лиц женского пола и субстантивированными прилагательными женского рода: три страницы(а не «трое страниц»), четыре сестрицы (а не «четверо сестриц»), две запятые (а не «двое запятых»);

2) с существительными мужского рода, являющимися названиями животных и птиц: три быка, три орла(а не «трое быков, орлов»).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существи­тельных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика;

2) единичных предметов, имеющих только множественное число (кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц;

3) при личных местоимениях мы, вы, они: ихбыло четверо, пригласи­ли нас четверых, в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырех.

Существительные — названия предметов, считающихся парами, мо­гут обозначать единичные предметы (двеперчатки) и пары (двое перчаток).

Собирательные числительные двое, трое, четверов им.-вин. п. управляют Р.п. мн. числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыремальчика), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детей— троимидетьми).

Собирательные числительные малоупотребительны при существи­тельных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента, но чаще — двум студентам, а не двоим студентам). Такая за­мена обычна при существительных, употребляемых только во мн. числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое сутокв течениедвух суток).

Обратите внимание! Говорите правильно!
Мужской род Женский род
Два ученика Две ученицы
Двое учеников Двое детей, ребят, людей
Три студента Три студентки
Трое студентов Трое суток, очков, ножниц
Четыре брата Четыре сестры
Четверо братьев Четверо нас, вас, их

При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как муж­ского, так и женского пола: Семеро одного не ждут.

Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребля­ются перед существительными.

Источник

Трое волчат как правильно пишется

Книга Е. В. Язовицкого «Говорите правильно» завоевавшая всеобщее признание, посвящена эстетике русской речи. Она написана для учащихся старших классов. Популярность ее определяется глубиной содержания, увлекательностью формы и специальной системой, позволяющей в сравнительно короткий срок овладевать культурой устной речи.

Юные читатели найдут в ней разнообразный материал, связанный с лексическим, грамматическим и стилистическим выражением мысли. Естественно, что перед ними встанет вопрос: «Как работать с этим материалом, чтобы усвоить его и с успехом применить на практике?» Думается, что здесь наиболее правильным будет прием повторного чтения и закрепления необходимых сведений и навыков.

Так, например, учащиеся, которым учителя советуют расширить словарный запас и сделать речь более точной и выразительной, обратятся прежде всего к краткому словарю синонимов русского языка и постараются усвоить слова и выражения, смысловые и эмоциональные оттенки которых были им раньше неизвестны.

Большое количество ошибок в постановке грамматического ударения заставит некоторых еще раз внимательно перечитать статью «Ударение в русском литературном языке» и основательно потрудиться над приложенным к ней справочником. Те. у кого «хромает» дикция или произношение, начнут с главы: «Техника речи», и им понадобится немало времени, чтобы привести свой речевой аппарат в такое состояние, когда дикционная, или произносительная, ошибка станет невозможной.

Серьезную работу над второй главой книги придется проделать тем, у кого в речи наблюдается большое количество лексических, грамматических или стилистических ошибок. Обратившись к этой главе, они сначала найдут и усвоят тот раздел, в котором говорится об ошибках, чаще всего отмечаемых учителями (неправильное употребление слов и словосочетаний, неправильное употребление глаголов, прилагательных, местоимений, неправильное употребление падежей, искажение синтаксических конструкций и т. д.).

Юные ораторы, выступающие в классе или на школьных собраниях с докладами, сообщениями или устными рефератами, кроме работы над статьей «Секрет успеха», посвященной ораторскому искусству, обратятся к разделу фразеологии и отыщут там крылатые слова, пословицы и поговорки, способствующие более яркому и эмоциональному выражению мысли. Если же материала, представленного в этом разделе, окажется недостаточно для осуществления поставленной задачи, желающие смогут найти его в рекомендуемых словарях и справочниках.

О богатстве русского языка и о культуре речи

Великий русский язык — один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говоривший или пишущий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли. И не только мысли, но и чувства, самого тонкого, самого страстного и самого глубокого.

Писатели, ученые, общественные деятели высоко ценили достоинства русского языка, Вот что писал, например, М. В. Ломоносов: «Повелитель многих языков, язык российский, не токмо обширностию мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Читайте также:  Уменьшена или уменьшина как пишется

Безграничная любовь к родному языку, страстное желание сохранить и приумножить его богатства звучат в обращении И. С. Тургенева будущим поколениям русских людей: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский видели в русском языке отражение высоких моральных и духовных сил нашего народа.

А. М. Горький считал русский язык могучим орудием культуры. «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка, — писал он, — есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено — тем оно победоносней».

М. И. Калинин, обращаясь к выпускникам средних школ, говорил: «Прежде всего вы должны знать русский язык. Ведь нет такой науки, которую вам придется изучать в будущем, и нет такой сферы общественной деятельности, где бы не требовалось хорошее знание русского языка. И даже в обыденной жизни такое знание необходимо, для того чтобы правильно и точно выражать свои мысли, чувства, самые глубины переживаний».

Русский язык имеет огромное международное значение. Советские ученые, писатели, журналисты выступают на русском языке перед делегатами конгрессов и конференций. Русский язык изучают трудящиеся зарубежных стран, чтобы больше знать о строительстве коммунизма, о достижениях советской науки и техники, чтобы иметь возможность читать в подлинниках произведения русских писателей и поэтов. Русский язык оказывает большое влияние на другие европейские языки. Такие слова, как Совет, колхоз, спутник, Восток, Восход, Молния и многие другие, не переводятся, а произносятся по-русски.

Отражая все стороны советской действительности: новые формы общественной жизни, новое миропонимание, новый социалистический уклад,— современный русский язык и литература способствуют расширению кругозора советских людей, развивают в них творческие способности, эстетические чувства и художественный вкус.

Писатели, ученые, общественные деятели не только ценили и любили русский язык, но и совершенствовали его, обогащая новыми словами, словосочетаниями и фразеологическими оборотами. Все это во многом способствовало созданию русского литературного языка.

Русский литературный язык — величайшее достижение речевой культуры народа. Обработанный мастерами, точный и гибкий, он представляет собой высшую форму общенародного языка и служит могучим средством общения в науке, в технике, в искусстве — во всех областях нашей богатой и разнообразной жизни. Он обязателен для школы, для театра, для радио, для кино. Ни одна книга, ни один журнал, ни одна газета не могут быть выпущены в свет, если они написаны вопреки законам русского литературного языка. Сила и могущество литературного языка — в сознательном, любовном отношении к нему всех образованных и культурных людей, охраняющих его от всякого рода искажений и наслоений.

Русский литературный язык служит единым средством выражения мыслей и чувств, средством общения между людьми. В него входит все богатство речевых и изобразительных средств, созданных народом на протяжении веков. Однако в словарный состав литературного языка отбирается не все, чем располагает общенародный язык. Условно за пределами литературного языка остаются:

1) некоторые слова и выражения, характерные для какого-либо говора и непонятные людям, живущим в тех местах, где этот говор неизвестен;

2) жаргонная лексика — особые слова и выражения, свойственные различным группировкам прошлого (купцам, ремесленникам, церковникам и др.);

3) так называемые арготические слова и выражения, присущие языку воров, картежников, шулеров и аферистов;

4) бранные (нецензурные) слова и выражения.

Источник

Логово лисицы Лилиадны

Собирательные числительные

Читала рассказ и запнулась на предложении, где было «три мужчины». Привыкшая слышать «трое мужчин», пришла в замешательство. В итоге полезла искать в интернете. Первый запрос в Яндексе оказался очень неудачным: на вопрос «Трое мужчин и три мужчины как правильно» мне выдало такой вот списочек (ссылки на страницы удалены):

Не знала смеяться или плакать. «Яндекс – найдётся всё» что надо и что не надо, причём второе скорее…

Убрав из запроса мужчин, уже стало значительно лучше. Но и тут пришлось повозиться. Написать своими словами как-то не получилось, поэтому сборка материала с разных источников.

Три мужчины – тут используются количественное числительное, то есть указывает количество как признак.

Трое мужчин – собирательное числительное. Вот тут и начинаем разбираться – что это такое и с чем вообще едят. Собирательные числительные – термин условный, которым обозначают количество предметов как совокупность, как одно целое.

Подобно количественным числительным, собирательные числительные не имеют рода и числа; при их склонении противопоставляются две формы – именительного-винительного и остальных падежей; в соединении с существительными в именительном-винительном падеже представляют неразложимые сочетания.

Собирательные числительные двое, трое склоняются как полные прилагательные мягкого варианта во множественном числе (двоих, двоим, двоими, двоих); прочие собирательные числительные – как прилагательные твёрдого варианта (четверых, четверым, четверыми, четверых). Ударение в косвенных падежах собирательных числительных всегда падает на окончание.

Собирательные числительные отличаются от количественных более узким употреблением, так как сочетаются с ограниченным кругом существительных :

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, трое саней (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток);

3) с существительными дети, люди, ребята, лицо (в значении «человек»): двое детей, трое молодых людей, четверо ребят, пятеро незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями: нас двое, вас трое, их было пятеро;

5) с субстантивированными числительными (т.е. числительными, употребляющимися в роли существительных): вошли двое, трое в карнавальных костюмах.

Но употребление собирательных числительных ограничено стилем речи: в официальной речи предпочтительны количественные числительные: Требуются на работу четыре инженера (а не «четверо инженеров»).

Читайте также:  Трясется как правильно пишется

Собирательные числительные не сочетаются :

1) с существительными мужского рода, называющими животных (нельзя сказать: «двое волков»), однако в разговорной речи возможно употребить собирательное числительное при названии молодого животного (двое медвежат, трое щенят);

2) с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «трое портних», «четверо преподавательниц»), однако в разговорной речи по аналогии с сочетанием трое ребят встречается сочетание трое девчат (при нейтральной форме три девушки).

В качестве формы, вариантной количественным числительным, употребление собирательных числительных допустимо при существительных со значением:

1) лиц мужского пола: четверо учеников и четыре ученика;

2) единичных предметов, имеющих только множественное число ( кроме двое, трое, четверо): пятеро ножниц и пять ножниц;

3) при личных местоимениях мы, вы, они: их было четверо, пригласили нас четверых, в косвенных падежах более употребительны сочетания с количественными числительными: с ними четырьмя, у них четырёх.

Существительные – названия предметов, считающихся парами, могут обозначать единичные предметы (две перчатки) и пары (двое перчаток).

Собирательные числительные двое, трое, четверо в именительном-винительном падеже управляют родительным падежом множественного числа существительных (ср.: четверо мальчиков и четыре мальчика), а в прочих падежах согласуются с существительными в падеже (ср.: трое детейтроими детьми).

Собирательные числительные мало употребительны при существительных в косвенных падежах и заменяются косвенными падежами соответствующих количественных числительных (двое студентов и два студента, но чаще – двум студентам, а не двоим студентам). Такая замена обычна при существительных, употребляемых только во множественном числе и сочетаемых с собирательными числительными (ср. двое сутокв течение двух суток).

При изолированном употреблении, вне связи с существительными, собирательные числительные являются обозначениями лиц как мужского, так и женского пола: Семеро одного не ждут.

Собирательные числительные всегда препозитивны, т.е. употребляются перед существительными [1], [2].

При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Два солдата с котомками равнодушно глядели на окна поезда… (А. Н. Толстой); Тридцать два человека… дышали одним духом (Шолохов); Двое рабочих в белых фартуках копались около дома (Чехов). Но сказуемые-глаголы со значением бытия, наличия, существования, положения в пространстве и т. д. (т. е. со значением состояния, а не действия) обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа, например: Три царства перед ней стояло (Некрасов); …При больнице состояло два человека (Тургенев); Умерло от удара… ещё три человека (Л. Толстой); У него было два сына (Чехов); В комнате было два окна с широкими подоконниками (Каверин); Может быть две смелости: одна – привитая воспитанием, другая – врождённое свойство характера (В. Панова).[3]

Общим собирательным и объединительным признаком может быть:

б) единство времени,

в) единство места и времени,

г) совместно с предыдущими – дополнительный(-е) качественный(-е) параметр(-ы).

При этом мощность собирательности признака растёт от а) к б) и далее. Это хорошо просматривается на примере: В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон…

а) Если в одной и той же гостинице два и более человека находились в разное время, и ничем, кроме записей своих имён в книге посетителей, не выделились, то объединить их в троицу можно при одном условии – при том условии, что только эти трое, и только они за всё время существования этой гостиницы были её постояльцами. Да и выполнить это объединение может лишь историк или архивариус, отнесённый в будущее после последнего посетителя.

Исключение приведённого выше тривиального условия всегда требует наличия каких-то дополнительных объединительных параметров и признаков для правомерности собирательного именования группы. И эти признаки всегда есть, для случаев а), б) и в) где-то на грани осознания и уровне «само собой разумеющегося», и явно для случая г).

б) Три человека, в одно и то же время проживающие в разных местах города, страны,… и ничего не знающие друг о друге, уже тем могут быть объединены в троицу, и тем этот случай отличен и приоритетен от предыдущего, что одновременно с ними найдётся Созерцатель, Наблюдатель, Изыскатель, Инкарнатор, Креатор, Хранитель и Декларатор Истины, который скажет, придя вечером домой: «Трое случайно опрошенных мной сегодня прохожих сообщили мне по своим часам время на один час меньшее, чем по моим… Здесь что-то не то…«

Таящийся признак собирательности в группу – контакт с единым наблюдателем.

в) Единство места и времени весьма весомое обстоятельство «собирательности», в меньшей мере против а) и б) требующее дополнительных признаков:

«Двое в комнате. Я и Ленин – фотографией на белой стене.»(В. Маяковский)

г) Единство места и/или времени плюс признак. Пример на единство места плюс признак:

В этой гостинице в разные века останавливались трое великих людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон

В этом примере слово «трое» выражает собирательное значение по объединительному признаку объективной принадлежности к когорте безусловной исторической известности (оценку славы и величия оставляю на субъективное усмотрение почитателей). Давайте уберём из предложения слово «великих». Что получим? «В этой гостинице в разные века останавливались трое людей: Пётр I, Карл XII и Наполеон…» Вот тут-то и есть резон вопроса «Неужто вместе?» И сразу возникает второй вопрос: «А что, останавливались только лишь «оне»?»

Примечание к п. г). При таком применении слов «трое великих людей» может создаться впечатление, что кроме этих упомянутых трёх/троих лиц других великих людей история и не знала. А гостиница тем и достопримечательна, что удостоилась случая и чести принимать ВСЮ великую троицу разных времён и народов. Спасает от такого понимания наша общая историческая осведомлённость и обученность «чему-нибудь и как-нибудь» [4].

Читайте также:  Человек проверенный временем как пишется

По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчёта беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определённого объёма, отсюда сорочка – первоначально ‘мешок’): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.)

Собирательные числительные: 2 комментария

Яндекс конечно порадовал пятой строкой… мало-того, что оказывается есть люди, которые знают слово «мастурбировать», но не знают как это делать :)), так это ещё и показывают онлайн КАК это делать…….. хотя.. если эти вопросы спрашивают девушки, чтоб научиться делать приятно своему парню, тогда ещё можно понять..

а вот с подобными числительными у меня проблемы были всегда…

Яндекс умеет поднимать настроение
У меня тоже порой возникали проблемы с собирательными числительными, вот и разбиралась в них — что это и когда используется. Думаю, теперь у меня не будет таких косяков, как «двое человек», «пятеро волков» XD Вот правда, встаёт вопрос можно ли использовать это к человекоподобным созданиям и расам О_о

Источник

§31. Трудности в употреблении собирательных числительных

1. Собирательные числительные легко сочетаются:

а) с существительными, называющими лиц мужского пола, а также с существительными «общего» рода: трое солдат, трое лётчиков, трое друзей; четверо рабочих, четверо прохожих, четверо задир, четверо старост;

б) со словами дети, ребята, девчата, люди, лица (в значении люди);

в) с личными местоимениями мы, вы, они: их было пятеро, нас было трое;

г) с названиями детёнышей животных: трое бельчат, четверо медвежат;

д) с существительными, имеющими только форму множественного числа и поэтому не сочетающимися с числительными один, два, три, четыре; двое саней, трое брюк, четверо суток. При большем количестве предметов возможно вариантное употребление количественных и собирательных числительных: пять суток — пятеро суток; шесть ножниц — шестеро ножниц и т.д. Количественные числительные все же используются чаще. Так же и в косвенных падежах, например: на трёх санях (не: на троих), до пяти суток (не: до пятерых);

е) с существительными, обозначающими предметы, которые обычно считаются парами и поэтому чаще употребляются в форме множественного числа: четверо чулок, пятеро рукавиц и т.п., трое ботинок. Однако разговорная окраска таких сочетаний становится заметной при их сравнении с оборотами три пары ботинок, пять пар рукавиц.

2. Собирательные числительные, как правило, не употребляются в сочетании:

а) с названиями лиц женского пола. Сочетания пятеро женщин, трое лётчиц, шестеро лыжниц являются нелитературными;

б) с названиями неодушевлённых предметов. Сочетания трое книг, четверо столов, пятеро окон нелитературны, просторечны;

в) с названиями взрослых животных. Сочетания трое львов, четверо лисиц, пятеро волков также нелитературны.

Обычно не сочетаются с собирательными числительными существительные, обозначающие лиц высокого общественного положения. Сочетания пятеро адмиралов, четверо президентов, трое профессоров возможны, однако имеют устно-разговорную, сниженную и несколько ироническую окраску.

3. Близки собирательным числительным слова оба и обе. Нормативными являются такие формы их косвенных падежей: род. п. — обоих, обеих; дат. п. — обоим, обеим; вин п. — как имён. п. или род. п.; твор. п. — обоими, обеими; предл. п. — обоих, обеих.

4. Близко собирательным числительным и слово пара. Оно нейтрально по стилю в основных значениях, когда обозначает два однородных предмета, составляющих нечто целое или употребляющихся одновременно: пара чулок, дети шли парами и т.д. В значении «несколько» (зайти на пару минут, сказать пару слов и т.п.) слово пара имеет устно-разговорную окраску.

Установите смысловые и стилистические различия между параллельными формами числительных, данными в скобках Выберите нужные формы числительных и существительных

1. Если раньше на участке работало более (десять — десятеро — рабочий), то теперь машину обслуживают только (три — трое — человек).

2. В пользу проекта высказались (два — двое — профессор)

3. Медалей удостоены (три — трое — советский спортсмен)

4. (Два — двое — итальянский гонщик) на протяжении всей гонки были впереди.

5. (Обоим — обеим) советским спортсменкам достались трудные соперницы.

6. В бригаду пришли (три — трое — новая работница).

7. Результат охоты — (четыре— четверо — волк) и (три — трое — лисица).

8. В этот день было продано (четыре — четверо — мотоциклов)

9. Потребовалось (шесть — шестеро — носилки), чтобы оказать помощь пострадавшим.

10. Мальчишки (четыре—четверо) да сестрёнок (две — двое); покупаешь ботинки, бери сразу (шесть — шестеро — пара — штука).

11. Шли без отдыха (три — трое — сутки).

13. Были взяты в плен (три — трое — немецкий генерал).

Отметьте случаи ошибочного и стилистически не оправданного использования собирательных числительных Объясните и исправьте замеченные ошибки и стилистические погрешности.

1. Три неразлучных друга пришли служить после окончания лётного училища в одно и то же подразделение.

2. Среди лучших работников цеха много спортсменов. Расскажем о двух из них.

3. Четверым нарушителям дисциплины пришлось в разное время уйти из бригады.

4. Три советских судьи будут проводить матчи первенства мира в Мексике.

5. Для раненых удалось достать пятеро саней.

6. Ярко светились четверо окон клуба, выходящих на центральную площадь посёлка.

7. Четверо аспиранток направляются в распоряжение НИИТМ.

8. Чтобы доставить грузы на станцию, нужна лишь пара машин.

9. Трое дней и ночей не уходили механизаторы с полей, работая в две смены. Убрали весь хлеб до зёрнышка.

Источник

Поделиться с друзьями
Познавательное и интересное