Тоска печаль как пишется

печаль

наводить печаль, юдоль печали и плача.

Смотреть что такое «печаль» в других словарях:

печаль — (1) 1. Горе, скорбь: А въстона бо, братіе, Кіевъ тугою, а Черниговъ напастьми; тоска разліяся по Рускои земли; печаль жирна тече средь земли Рускыи. 20 21. Яко душьную печаль съпрятати можеть и утѣшити книжьныихъ словесъ сила. Изб. Св. 1076 г.,… … Словарь-справочник «Слово о полку Игореве»

Печаль — Печаль ♦ Tristesse Один из основополагающих аффектов, противоположный радости. Дать определение печали так же трудно, как дать определение радости. Печаль – это страдание, но страдание не тела, а души. Это нечто вроде утраты ощущения бытия,… … Философский словарь Спонвиля

ПЕЧАЛЬ — ПЕЧАЛЬ, печали, жен. 1. только ед. Скорбно озабоченное, нерадостное, невеселое настроение, чувство. «Гляжу, как безумный, на черную шаль, и хладную душу терзает печаль.» Пушкин. «Была без радости любовь, разлука будет без печали.» Лермонтов.… … Толковый словарь Ушакова

Печаль-Кы — Печаль Кы: Реки Печаль Кы (приток Каныль Кы) Печаль Кы (приток Таза) Печаль Кы (приток Часельки) … Википедия

печаль — безгласная (Хомяков); безотрадная (Козлов); безумная (Белый, Надсон); безысходная (Арцыбашев, Фруг); бесконечная (Ратгауз); бескрайная (Радимов); беспредельная (А.Толстой); глубокая (К.Р.); глухая (Ратгауз); гнетущая (Чюмина); голубая (Сологуб);… … Словарь эпитетов

печаль — ПЕЧАЛЬ, боль, горе, горесть, грусть, трад. поэт. кручина, скорбь, сокрушение, тоска, трад. поэт. грусть тоска ПЕЧАЛЬНЫЙ, безотрадный, безрадостный, горестный, горький, грустный, жалобный, жалостный, невеселый, нерадостный, опечаленный,… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

ПЕЧАЛЬ — ПЕЧАЛЬ, и, жен. 1. Чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи. В глубокой печали. Тихая п. 2. То же, что забота (устар. и прост.). Не твоя п. чужих детей качать (посл.). Тебе что за п.? (какое тебе дело?) Не было печали! (говорится по… … Толковый словарь Ожегова

Печаль — (сожаление, огорчение, грусть, тоска, уныние, боль, скорбь, горе, меланхолия) одна из основных эмоций (отрицательная, направлена в прошлое или настоящее), возникает при отсутствии удовлетворения, потере чего либо, бедности, недостатке.Антоним к… … Википедия

печаль — ПЕЧАЛ|Ь (699), И с. 1.Скорбь, печаль, горе: Ѥгда въ добрѣ бѹдеть мѹжь то врази ѥго въ || печѧли бѹдѹть. (ἐν λύπῃ) Изб 1076, 148–148 об.; Мьсти д҃шю свою веселиѥмь и тѣши ср҃дце своѥ. и печаль далече отърини отъ себе да не въ скорѣ състарѣешисѧ.… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)

ПЕЧАЛЬ — – психическое состояние, обусловленное переживаниями утраты и сопровождающееся снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью воспоминаниями, вызывающими неприятный осадок. Данный феномен был рассмотрен З. Фрейдом в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Значение слова «тоска»

3. О том, что вызывает у кого-л. состояние душевного томления, сильной скуки, уныния. Тоска: на расстоянии тридцати верст ни живой души, ни встречи с человеком, ни жилища на дороге, ни даже самой дороги! Лес и болото. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». [Антрыгина:] Хоть бы шарманка, что ли, прошла; тоска такая. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай! На одной станции наш поезд задержали. Жара, пыль, мухи — тоска. Серафимович, В огне.

Читайте также:  Усильте контроль как пишется

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Тоска отличается выраженным снижением настроения и ухудшением общего самочувствия. В тяжелых случаях наблюдается резко выраженная подавленность, постоянная сосредоточенность на чувстве тоски, при этом практически отсутствуют даже кратковременные приятные впечатления. Наконец, могут быть случаи совершенно невыносимых состояний тоскливости, которые нередко являются причиной суицидальных мыслей и действий. Выраженные состояния тоски часто сопровождаются тревогой, чувством немотивированного безотчетного страха

ТОСКА’, и́, мн. нет, ж. Сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой. Т. по родине. Испытывать тоску. Наводить или нагонять тоску. И странная тоска теснит уж грудь мою. Лермонтов. Стеснилась грудь ее тоской. Пушкин. Пропаду от тоски я и лени. Фет. На сердце гнетущая тоска. Чехов. Им овладела невыносимая тоска. Гончаров. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов. Я наведу на вас тоску. Гончаров. Гляжу на прошлое с тоской. Лермонтов. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. Пушкин. Предсмертная т. || Нудная скука, смешанная с отвращением (разг.). Т. берет смотреть на него, такой он худой и бледный. Эта книга тоску наводит. || О том, что причиняет такое состояние (простореч. фам.). Эта книга — сплошная т. Слушать его глупости — одна т.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

тоска́

1. сильное душевное томление, душевная тревога в соединении с грустью и скукой, тягостное уныние ◆ Т. по родине. ◆ Испытывать тоску. ◆ Наводить или нагонять тоску. ◆ И странная тоска теснит уж грудь мою. Лермонтов ◆ Стеснилась грудь её тоской. Пушкин ◆ Пропаду от тоски я и лени. Фет ◆ На сердце гнетущая тоска. Чехов ◆ Им овладела невыносимая тоска. Гончаров ◆ Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса. Чехов ◆ Я наведу на вас тоску. Гончаров ◆ Гляжу на прошлое с тоской. Лермонтов ◆ Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. Пушкин

2. разг. нудная скука, уныние, смешанные с отвращением, вызываемые однообразием обстановки, отсутствием интересов и т. п. ◆ Тоска берет смотреть на него, такой он худой и бледный. ◆ Эта книга тоску наводит.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: профпригодность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Чем отличается грусть от тоски, или Как воспитать чувства

Грусть, печаль, тоска… Очень часто мы используем эти слова как синонимы, описывая наши переживания и состояния. Слова «грусть-тоска» вообще стали неразлучными, как близнецы-братья. Мы их встречаем вместе и в литературных произведениях, и в прессе, да где угодно. На первый взгляд они кажутся похожими, будто речь об одном и том же. На самом деле, при детальном рассмотрении можно обнаружить под внешней схожестью внутренние различия. Эти различия объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Читайте также:  Точит когти как пишется

Системно-векторная психология рассматривает все психические процессы, их внешние проявления и внутренние механизмы с восьми точек наблюдения, показывая причину и следствие и обозначая их точным словом. Восемь точек наблюдения — это восемь векторов, названных в соответствии с самыми чувствительными зонами нашего организма. Так, различают кожный, зрительный, звуковой, обонятельный и другие вектора. Вектор определяет желания и свойства его носителя, тип мышления или интеллекта, способ адаптации на ландшафте, весь спектр проявления каждого человека среди других людей.

Вершины и пропасти, взлеты и падения

Чтобы понять, чем грусть отличается от тоски, рассмотрим некоторые особенности зрительного вектора, так как именно его обладатели отличаются огромной эмоциональной амплитудой, больше которой нет ни в одном другом векторе. Также люди со зрительным вектором имеют самую высокую частоту смены состояний. Когда говорится о смене состояний у зрительных людей, используется условный термин «качели». Именно колебания такого вида хорошо передают переходы из одного состояния в другое.

Если изобразить «кардиограмму» зрительных эмоциональных раскачек в виде синусоиды, то с ее помощью можно очень наглядно продемонстрировать амплитуду и частоту смены состояний. В самой нижней точке синусоиды будет располагаться одна из корневых эмоций зрительного вектора — страх, а в самой верхней — любовь. В самом высоком чувстве любви к другому зрение поднимается на максимальную эмоциональную высоту, отрываясь от страха. И точно так же при переживании самого большого страха за себя — страха смерти — удаляется максимально от любви.

Вот так и происходят раскачки: вниз — вверх, вверх — вниз; в себя — наружу, наружу — в себя. В самые нижние состояния зрительные люди падают от неумения взаимодействовать с другими людьми. Жалость к себе, беспокойство только о себе говорит о неразвитых в детстве чувствах, когда эмоциональному зрительному ребенку не давали эти чувства проявлять или запугивали по незнанию, читая страшные сказки. В результате получаем плохие нижние состояния. Развитый зрительный вектор способен к сопереживанию, состраданию, любви. Это дает эмоциональный подъем.

Все эмоции имеют свои синусоиды «раскачек». Разница только в величине амплитуды и частоте смен состояний. Одни состояния кратки, как миг, другие переживаются дольше. В одни падаем камнем или взмываем птицей. В другие плавно опускаемся или также плавно поднимаемся. Амплитуда взлетов и падений зависит от многих причин, основные из которых — уровень развития и реализации зрительного вектора. Развитый и реализованный человек не будет испытывать потребности в резких эмоциональных скачках, его состояния будут постепенно перетекающими из верхних в нижние. От радости к грусти. От слез благодарности к слезам сострадания.

Такие переходы между состояниями в зрительном векторе наполняют жизнь эмоциональными переживаниями. Зрению жизненно необходимы такие колебания. Это как дышать: вдох — выдох, наполнение — опустошение. Только дышать можно по-разному. Или ровно и спокойно, естественным образом, не замечая этого процесса. Или жадно хватая воздух, задыхаясь и сбиваясь с нормального ритма.

Читайте также:  Удаться удастся как пишется

Чем так светлы грусть и печаль?

Любой человек, а тем более человек со зрительным вектором, не может бесконечно пребывать в приподнятом состоянии. Например, всегда быть веселым, радостным, восторженным. На смену приходят нижние состояния: грусть, печаль, задумчивость. Они необходимы, чтобы почувствовать разницу этих состояний на противоположностях. Не бывает зрительников, которые никогда не печалятся.

В грусти и печали есть воспоминания о прошлых состояниях: любви, страсти, радости. Наполняясь пережитыми когда-то эмоциями, чувственно развитый человек испытывает признательность тому, кто дал возможность их испытать. Грусть и печаль — это состояния, обращенные не в себя, а наружу, поэтому в них нет тяжести и надрывности. Они легкие. Неслучайно об этих состояниях говорят: «светлая грусть, светлая печаль». Грусть и печаль задают импульс на подъем вверх, но не в экзальтацию, а в тихую радость.

Зрительный человек может грустить и плакать, сопереживая любимым литературным и киногероям. Эти переживания тоже светлы и благотворны. Именно с этих переживаний начинается воспитание чувств, закладываются первые навыки сопереживания и сострадания, моральные и нравственные устои.

В потемках смертной тоски

Тоска — это тоже нижнее состояние зрительного вектора, но оно отличается от грусти и печали своей амплитудой. В него падают, как в пропасть. Это состояние, обращенное внутрь себя, то есть переживания не за кого-то, а из-за своего собственного одиночества, страдания, брошенности, несчастья. Это тяжелые душевные терзания. В тоске нет положительных воспоминаний о прошлом. Вместо светлых воспоминаний — мучительная душевная пустота и невыносимая боль. И эпитеты у тоски соответствуют этим состояниям: «черная тоска, смертная тоска».

В противоположность короткой эйфории с экзальтацией тоска бывает долгой, затягивает, как болото, и цепко держит, не давая подняться наверх. Застревание в страданиях разрушающе действует на душу. Страдания мы получаем как результат неспособности взаимодействовать с другими людьми, радоваться и получать удовольствие.

В тоску можно впасть по разным причинам: из-за потери близкого человека, разрыва эмоциональной связи, одиночества, а иногда и просто из-за плохой погоды. Все зависит лишь от степени развитости вектора и его реализации. Человек с неразвитым или слабо развитым зрительным вектором и в дождливой погоде найдет причину для хандры и уныния. Понятно, что в состоянии сверхстресса любой человек может впасть в тяжелую тоску. Но развитый и реализованный способен выйти из них быстрее и с меньшими потерями для своей психики и физического здоровья.

Зрелые чувства

Системно-векторная психология Юрия Бурлана раскрывает психические особенности человека со зрительным вектором, главным чувством для которого является любовь. Когда человек начинает понимать свои психические особенности, он естественным образом перестает переживать тяжелые состояния. Вместо горечи расставания чувствует легкую грусть и светлую печаль. В эти нижние состояния человек входит плавно. Он не переживает жалость к себе, покинутому и несчастному, а испытывает чувство благодарности к людям, благодаря которым может испытывать любовь.

Источник

Поделиться с друзьями
Познавательное и интересное