Торжественный марш как пишется

торжественный марш

1 марш

2 торжественный

Торжественный погынымаш концерт дене пытыш. «Мар. Эл» Торжественное собрание закончилось концертом.

Торжественный обещанийымат тунемынам. В. Сапаев. Я и торжественное обещание выучил.

3 марш

4 марш

5 торжественный

6 торжественный

7 μπροατά

8 πανηγυρικός

9 πεζοπορία

10 πομπώδης

11 πορεία

12 τελετουργικός

13 военачальник

– Тиде кердым мый персидский военачальник Менду-Хан деч шупшын налынам. К. Васин. – Эту саблю я отнял у персидского военачальника Менду-Хана.

14 вусо

Вусо урлык гыч туто пырчым ит вучо. Калыкмут. Из пустых семян не жди ядрёное зерно.

Вусо пире гай шуженам. Как волк голодный я проголодался.

15 гимн

Оркестр СССР-ын Государственный гимнжым шокта. «Мар. ком.» Оркестр играет Государственный гимн СССР.

(Шемер калык) Шергылтаре у муретым, эрык гимным чот мурал. Содорон. Трудовой народ, огласи ты громко новую песню, гимн свободы звонко пой.

16 декларативный

Стих-влак тӱрлӧ характеран, тӱрлӧ тӱсан улыт. Иктыже лирический семын йоҥгалтеш гын, весыже утларак общественный шӱлышан, декларативныйрак. М. Казаков. Стихи разного характера. Одни звучат как лирические, другие более общественные, немного декларативные.

17 деклараций

Декларацийым от пу гын, кредит ушемлан штрафым шындат. М. Шкетан. Если не представить декларацию, то на кредитное общество наложат штраф.

18 зал

Кастене, куд шагатлан, физкультурный залеш торжественный заседаний почылто. М. Евсеева. Вечером, в шесть часов, в физкультурном зале открылось торжественное заседание.

Зал воштылаш, совым кыраш тӱҥале. А. Асаев. Зал захохотал, зааплодировал.

Марина кува тудлан (Елуклан) залеш шарыш, диванеш малаш пыштыш. Ю. Артамонов. Тётя Марина постелила Елук в зале, уложила её спать на диване.

19 заседаний

(Ануш:) Келшет гын, тачак кастене правленийын заседанийыштыже утвердитлена. М. Рыбаков. (Ануш:) Если согласен, сегодня же вечером утвердим на заседании правления.

20 игылтме

игылтме тӱс ехидное выражение лица.

Веран мутыштыжо игылтме семым шижылден, Иван чотрак веле йошкарга. А. Эрыкан. Почувствовав издевательские нотки в словах Веры, Иван ещё больше краснеет.

См. также в других словарях:

Торжественный марш — (военное) прохождение войск под музыку на парадах, на строевых смотрах, при вручении знамён и орденов, во время других торжеств с участием войск, а также при возложении венков к памятникам и на могилы воинов … Большая советская энциклопедия

Марш — (франц. marche, букв. шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia) муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и… … Музыкальная энциклопедия

МАРШ — музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты… … Энциклопедия Кольера

МАРШ — (франц. marche; этим. см. маршировать). 1) торжественный ход войск. 2) то же, что поход. 3) военная музыка, под которую маршируют войска. 4) вперед (восклицание). 5) в лестницах, часть со ступеньками соединяющая площадки. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

Торжественный подъем флага на кораблях ВМФ — (спуск флага на кораблях ВМФ) производится в праздничные дни и по случаю важных событий. Во время торжественного подъема (спуска) флага одновременно с флагом и гюйсом поднимаются (спускаются) флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш»,… … Морской словарь

марш — Музыкальное произведение. Бравурный, бодрый, военный, героический, грозный, громкий, громкогласный (устар.), громкозвучный (устар.), оглушительный, парадный, победный, победоносный, погребальный, похоронный, торжественный, торжествующий, траурный … Словарь эпитетов

Источник

торжественный+марш

1 марш

2 марш

3 Defiliermarsch

4 Festmarsch

5 Parademarsch

6 Defiliermarsch

7 Festmarsch

8 Defiliermarsch

9 Festmarsch

10 торжественный

11 марш поход

12 праздничный торжественный

13 приподнятый торжественный

14 торжественный праздничный

15 торжественный

16 Parademarsch

17 Präsentiermarsch

18 Parademarsch

19 Präsentiermarsch

20 Parademarsch

Parademarsch kloppen — разг. проходить торжественным маршем, «рубить строевым»

См. также в других словарях:

Торжественный марш — (военное) прохождение войск под музыку на парадах, на строевых смотрах, при вручении знамён и орденов, во время других торжеств с участием войск, а также при возложении венков к памятникам и на могилы воинов … Большая советская энциклопедия

Марш — (франц. marche, букв. шествие, движение вперёд; англ. march, нем. Marsch, итал. marcia) муз. жанр, сложившийся в инстр. музыке в связи с задачей синхронизации движения большого числа людей (движение войск в строю, праздничные и… … Музыкальная энциклопедия

МАРШ — музыкальная композиция с четким ритмом, предназначенная для сопровождения и организации движения людей. Типичные размеры марша: 2/4 и 6/8. Медленные марши иногда пишутся в размере 3/4. Темп вырьируется в зависимости от длительности и быстроты… … Энциклопедия Кольера

МАРШ — (франц. marche; этим. см. маршировать). 1) торжественный ход войск. 2) то же, что поход. 3) военная музыка, под которую маршируют войска. 4) вперед (восклицание). 5) в лестницах, часть со ступеньками соединяющая площадки. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка

Торжественный подъем флага на кораблях ВМФ — (спуск флага на кораблях ВМФ) производится в праздничные дни и по случаю важных событий. Во время торжественного подъема (спуска) флага одновременно с флагом и гюйсом поднимаются (спускаются) флаги расцвечивания, оркестр играет «Встречный марш»,… … Морской словарь

марш — Музыкальное произведение. Бравурный, бодрый, военный, героический, грозный, громкий, громкогласный (устар.), громкозвучный (устар.), оглушительный, парадный, победный, победоносный, погребальный, похоронный, торжественный, торжествующий, траурный … Словарь эпитетов

Источник

Словари

101 марш

Морфология: (нет) чего? ма́рша, чему? ма́ршу, (вижу) что? ма́рш, чем? ма́ршем, о чём? о ма́рше; мн. что? ма́рши, (нет) чего? ма́ршей, чему? ма́ршам, (вижу) что? ма́рши, чем? ма́ршами, о чём? о ма́ршах

[команда] служ., употр. нечасто

1. Словом марш командир воинского подразделения или тренер спортивной команды приказывает начать движение.

2. Словом марш вы приказываете кому-либо уйти или пойти куда-либо.

4. Часть лестницы между двумя площадками. Подняться на два марша.

1. Способ строго размеренной ходьбы в строю. Церемониальный м.

2. Походное движение войск, а также (перен.) вообще организованное движение больших групп людей. На марше. Вступить в бой с марша. М.-парад. М.-бросок. М.-манёвр. М. мира (одна из форм народной дипломатии поход борцов за мир в знак протеста против войны, военных приготовлений).

3. Музыкальное произведение чёткого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия. Военный м. Походный м. Похоронный м.

II. МАРШ, частица. Команда, приказ двигаться, идти. Шагом м.! (команда). Кругом м.! (команда повернуться спиной и идти вперёд). М. отсюда! (уходи, вон; разг.). Сейчас же м. домой!

1) Способ строго размеренной ходьбы в строю.

По площади Красной торжественным маршем могучая Армия наша идет (Лебедев-Кумач).

2) Походное движение войск.

3) Музыкальное произведение, отличающееся строго размеренным темпом, четким ритмом и обеспечивающее синхронное движение большого числа людей.

4) Часть лестницы между двумя площадками.

Военное мероприятие, при котором воинские подразделения передвигаются по какой-л. местности с целью занять определенные позиции.

Роту Снигирев догнал уже на марше.

Часть сооружения (лестницы), опирающееся на две площадки, расположенные между этажами.

Тренер начинал тренировку с марша, оценивал ходьбу, убыстряя ее темп.

Музыкальный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, отличающееся строго размеренным темпом, четким ритмом, бодрым, мужественным, героическим характером.

1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной.

3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша.

4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх.

1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! / При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.!

2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком!

3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок!

1. только ед. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю. Торжественный м. войск. Церемониальный м. Пройти маршем перед трибуной.

3. Музыкальное произведение в чётком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте. Походный м. Траурный м. Оркестр заиграл м. Идти под м. Звуки марша.

4. Часть лестницы между двумя площадками. Лестничный м. Ступенька марша. Подняться на два марша вверх.

1. Употр. как команда для начала движения в строю. Вперёд, м.! / При указании на способ передвижения. Бегом м.! Шагом м.! Рысью м.!

2. Разг. Употр. для обозначения решительного требования срочно отправиться, пойти куда-л. М. домой! М. отсюда! Сейчас же м. в магазин за молоком!

3. в функц. сказ. Обозначает требование быстро отправиться, идти куда-л. Купил хлеба и м. домой! Вырастил огурцы и м. на рынок!

(франц. marche) (воен.), организованное передвижение войск в колоннах на транспортных средствах, боевых машинах или в пешем порядке. Войска на марше в сутки могут преодолеть: автомобильные колонны 400 км, смешанные (танки, автомашины и др.) 300 км, пешим порядком или на лыжах 30-50 км.

1. Способ ритмической, мерной ходьбы в строю.

По площади Красной торжественным маршем Могучая Армия наша идет. Лебедев-Кумач, Песня о Ворошилове.

2. Передвижение войск походным порядком из одного района в другой.

[Козлов] делал с эскадроном большие марши в метель и распутицу. Симонов, От Черного до Баренцева моря.

Генерал Карелин командовал артиллерийской дивизией, которая со своими тяжелыми орудиями находилась на марше. Казакевич, Весна на Одере.

3. Музыкальное произведение в четком ритме и в размеренном в соответствии с шагом такте.

4. Часть лестницы между двумя площадками.

[В комнату] спускалась из второго этажа широкая лестница в два марша. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

1. Употребляется как команда для начала движения в строю.

В сочетании со словами: „шагом», „бегом», „рысью» и т. п.

Употребляется как приказание уйти, пойти куда-л.

Употребляется для обозначения начала быстрого движения.

Военная музыка. М., 1968

1. Ритмичное продвижение вперед.

// Название стихотворения В.ВМаяковского, 1918 г./. ирон.

• О работе коммунистов, проводимых ими кампаниях в постсоветское время. «Левый марш» к капитализму? Комс. пр., 30.12.95.

2. Всесоюзное соревнование пионеров.

* [Всесоюзный] марш [пионерских отрядов, юных ленинцев].

Марш Мендельсона. Жарг. шк., муз. Шутл. Звонок с урока сольфеджио. БСРЖ, 337.

Плёвый марш. Жарг. шк. Шутл. Стихотворение В. Маяковского «Левый марш». БСПЯ, 2000.

На марше. Публ. На пути осуществления чего-л. НСЗ-70. Военная метафора. НСЗ-84; Мокиенко 2003, 56.

способ строго размеренного прохождения в строю

Алеша увидел двадцать маленьких рыцарей в золотых латах, с пунцовыми на шлемах перьями, которые попарно входили тихим маршем

Читайте также:  Умудренные опытом как пишется

перемещение войск в походном состоянии

Использование радиосвязи на марше, в районах сосредоточении и в исходном положении категорически запрещается.

согласованное передвижение большой массы людей, как правило, с целью привлечения внимания к чему-либо

музыкальный жанр, характеризуемый чётким ритмом и энергичным звучанием; также произведение в этом жанре, обычно сопровождающее или представляющее марш

часть лестницы между двумя площадками

Марш должен иметь не менее 3 и не более 15 ступеней; при большей длине между маршами делают горизонтальную площадку для отдыха.

команда, приказ идти, двигаться

МАРШ I а, м. marche f.> Marsch.

МАРШ (франц. marche; этим. см. маршировать). 1) торжественный ход войск. 2) то же, что поход. 3) военная музыка, под которую маршируют войска. 4) вперед (восклицание). 5) в лестницах, часть со ступеньками соединяющая площадки.

МАРШ-МА́РШ межд. Устар. В русской кавалерии: команда к самому быстрому движению.

Употреблялось как команда к самому быстрому движению.

(фр. marche-manceuvre) передвижение (марш) крупных войсковых соединений (армий, корпусов) в процессе маневра 1.

КОНТРМАРШ а, м. contremarche.

2. мор. Последовательный поворот кораблей одного за другим. Сл. 18. Флот, построенный на перпендикуляре ветра, не может поворачивать через контрамарш. Мор. эвол. 71 // Сл. 18 10 148. Контра-марш. Шишков Мор. сл. 1795.

4. contre-marche. Вертикальная поверхность, определяемая высотою ступенек лестницы. Булгаков Худ. энц. Контрмарш, высота ступени. Ганшина.

Морфология: торже́ственен и торже́ствен, торже́ственна, торже́ственно, торже́ственны; торже́ственнее; нар. торже́ственно

1. Торжественным называют какое-либо праздничное и важное событие, которое происходит в присутствии, при участии большого количества людей.

Торжественная церемония вручения награды. | Торжественное открытие памятника. | Торжественный спуск на воду нового корабля. | Торжественное собрание, заседание. | Торжественный приём, митинг, вечер. | Торжественный банкет, обед, ужин.

2. Торжественным называют внешний вид, голос, а также самого человека, который настроен на празднование чего-либо, участие в чём-либо значительном, важном и т. п.

Учитель, тщательно выбритый и торжественный, повёл нас гулять. | Настроиться на торжественный лад. | Голос у него был торжественный и серьёзный. | нар.

Торжественно объявить о помолвке.

3. Торжественным называют какое-либо обещание, обязательство между людьми, которое не должно быть нарушено, считается священным, обязательным и т. п.

Торжественная клятва. | нар.

Торжественно поклясться в верности.

ТОРЖЕ́СТВЕННЫЙ, торжественная, торжественное; торжествен, торжественна, торжественно.

1. прил. к торжество в 1 знач.; для торжества; по поводу торжества. Торжественный день. Торжественная одежда.

|| Сопровождающийся торжеством, пышный. Торжественный въезд победителей в город. Торжественное собрание по случаю годовщины революции.

2. Величавый, величественный, сияющий (поэт.). «Она покоится стыдливо в красе торжественной своей.» Пушкин.

3. Важный, серьезный, приподнятый (часто шутл. и ирон.). Говорить торжественным тоном. Торжественно (нареч.) улыбаться.

4. Нерушимый, священный (ритор.). Торжественная клятва. Торжественно (нареч.) обещать что-нибудь.

1. Относящийся к торжеству, связанный с ним.

Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи. Пушкин, Гробовщик.

Я не видел раньше этой посуды. В последнее время мама доставала из шкафа все, что берегла для какого-нибудь особого, торжественного события. Алексин, Поздний ребенок.

Посвященный какому-л. торжеству, устроенный по случаю торжества.

Торжественный парад войск. Торжественное заседание.

В начале 1670 года король приказал устроить торжественные праздники в Сен-Жермен ан Ле и назвать их «Королевский дивертисмент». Булгаков, Жизнь господина де Мольера.

Невский [проспект] видел грозные манифестации революционного народа и торжественные шествия победившей революции. Тихонов, Ленинград принимает бой.

Я видел в Киеве в древнейшем Софийском соборе торжественные службы. Паустовский, Третье свидание.

Предназначенный для какого-л. торжества, исполняемый во время него.

Сопровождающийся торжеством, особым церемониалом.

Торжественный прием. Торжественная встреча героев. Торжественное открытие памятника. Торжественная церемония вручения награды.

2. Находящийся в приподнятом настроении, исполненный сознания важности, значительности происходящего.

[Старушка] приходила торжественная, церемонная, в платье с буфами и все рассказывала истории. Каверин, Два капитана.

Проникнутый сознанием важности, значительности происходящего.

У них [индийцев] в походке, в мимике есть какая-то торжественная важность, лень и грация. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

Он возвращался с поминок, мысли его были настроены на торжественный лад. Короленко, Прохор и студенты.

Настроение было высочайшее, торжественное, потрясающее по глубине, по искренности, по силе переживаний. Фурманов, Мятеж.

Выражающий приподнятое настроение, сознание значительности происходящего.

Лицо солдата было серьезно, почти торжественно. Симонов, Дни и ночи.

Он начал речь таким торжественным тоном, что даже рука его, державшая стакан с вином, дрогнула. Бабаевский, Кавалер Золотой Звезды.

3. Вызывающий возвышенное чувство, настрой своей глубокой значительностью, величественностью.

Я вижу ночь и холм, нагую степь вокруг, Торжественную ночь при тихом звездном свете. Брюсов, Халдейский пастух.

В переходе от дня к ночи в тайге всегда есть что-то торжественное. Арсеньев, По Уссурийской тайге.

4. Даваемый, произносимый и т. п. с особой серьезностью в силу значительности, важности своего содержания.

Торжественная клятва. Торжественное обязательство.

Я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М. Горький, Как я учился.

Торжественная речь, к которой склонялась Анна Максимовна, была уже не нужна, но другой, простой и сердечной, у нее еще приготовлено не было. Павленко, Хлеб жизни.

2. Свойственный маршу [марш I], характерный для него.

2. Свойственный маршу [марш II], характерный для него.

2. Свойственный маршу [марш III], характерный для него.

1. соотн. с сущ. маршевик, связанный с ним

2. Отправляемый из запаса в действующую армию.

2) отправляемый в качестве пополнения в действующую армию, напр, м-ая рота.

| поход, войско на ходу, переход;

1. Медный духовой музыкальный инструмент в виде удлинённой трубы без вентилей (применяется обычно для сигналов в торжественной обстановке). Звенит ф. Под звуки фанфар. Трубить в фанфары (также: ирон.; поднимать торжественный, но пустой шум из-за кого-, чего-л.). Проводить под фанфары (излишне торжественно). Загреметь под фанфары (разг.-сниж.; попасть в тюрьму).

2. Муз. Трубный короткий сигнал торжественного или воинственного характера, извещающий о начале празднества, парада или похода. Ф. в опере «Лоэнгрин» Вагнера. Фанфары охоты.

фанфа́ра (итал. fanfara), 1) медный духовой, преимущественно сигнальный, музыкальный инструмент, металлическая трубка без вентилей.

2) Сигнал какого-либо медного инструмента торжественного или воинственного характера.

1) медный духовой, преимущественно сигнальный, музыкальный инструмет, удлиненная труба без вентилей.

2) Сигнал торжественного или воинственного характера.

ФАНФАРА ы, ж. fanfare f., ит. fanfara.

2. устар. Сигнал на трубе к отправлению, походу. Почтальоны трубили оглушительные фанфары, курьеры хлопали бичами. ОЗ 1846 5 1 70. Трубачи протрубили «поход», или, как называлось тогда, «фанфар», и вслед за ними полковой хор грянул «марш лейб-гвардии Конного полка» на своих валторнах, тромбонах и гобоях. Крест. Деды.

1. Торжественное прохождение войск по случаю каких-л. торжеств. Военный п. Принимать п. войск гарнизона. // Торжественное шествие (членов спортивных, школьных, молодёжных организаций и т.п.). Физкультурный п. Пройти парадом.

2. Разг. Празднество, праздничное убранство. Он любит жить так, чтоб каждый день был как п. // Торжественность, пышность. К чему такая торжественность, что за п.?

◊ В полном (во всём) параде. В полном наряде (праздничном, официальном и т.п.). Фронтовики в день Победы обычно бывают в полном параде. При параде. В праздничной или небудничной одежде. Что это ты сегодня при параде?

Па́рад (Parád), бальнеологический курорт в Венгрии, в медье Хевеш, к западу от г. Эгер.

1. Торжественное прохождение войск по случаю каких-л. торжеств. Военный п. Принимать п. войск гарнизона. // Торжественное шествие (членов спортивных, школьных, молодёжных организаций и т.п.). Физкультурный п. Пройти парадом.

2. Разг. Празднество, праздничное убранство. Он любит жить так, чтоб каждый день был как п. // Торжественность, пышность. К чему такая торжественность, что за п.?

◊ В полном (во всём) параде. В полном наряде (праздничном, официальном и т.п.). Фронтовики в день Победы обычно бывают в полном параде. При параде. В праздничной или небудничной одежде. Что это ты сегодня при параде?

ПАРАД а, м. ПАРАТ а, м. parade f.

3. > нем. Parade, Parade-Platz. устар. Площадь для смотра. Бирж. 115. Сие для того в не одно время переменяют караулы, да бы людем было в парате напрасно не стоять. 1716. УВ 221. Погребение и в самом деле произведено было с пышной церемонией. Весь полк был в параде, а знатный деташемент последовал за гробницей отца моего от самой квартиры до соборной церкви, где назначено было его положить. Болотов Зап. 1 61. Особенно пленяло нас, детей, необозримое поле, простиравшееся перед Петропавловской крепостью на месте в то время не существовавшего парка и называвшегося почему-то «паратом». А. М. Скабический Из восп. // РБ 1907 6 40.

просторечн. Пышность, торжественность. Да, батюшка, есть чем попомнить старое времячко, да Москву. Жисть была там много парадистее здешней. Парад, а не жизнь. Коли, бывало, обед, так часов пять подряд господа сидят за столом. В.А. Волконский Сем. хроника кн. Валдайских. // РВ 1903 3 281.

ПАРАД а, м. ПАРАТ а, м. parade f.

3. > нем. Parade, Parade-Platz. устар. Площадь для смотра. Бирж. 115. Сие для того в не одно время переменяют караулы, да бы людем было в парате напрасно не стоять. 1716. УВ 221. Погребение и в самом деле произведено было с пышной церемонией. Весь полк был в параде, а знатный деташемент последовал за гробницей отца моего от самой квартиры до соборной церкви, где назначено было его положить. Болотов Зап. 1 61. Особенно пленяло нас, детей, необозримое поле, простиравшееся перед Петропавловской крепостью на месте в то время не существовавшего парка и называвшегося почему-то «паратом». А. М. Скабический Из восп. // РБ 1907 6 40.

просторечн. Пышность, торжественность. Да, батюшка, есть чем попомнить старое времячко, да Москву. Жисть была там много парадистее здешней. Парад, а не жизнь. Коли, бывало, обед, так часов пять подряд господа сидят за столом. В.А. Волконский Сем. хроника кн. Валдайских. // РВ 1903 3 281.

Островский. Лес. 5, 1.

СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМ

(франц. bagatelle «безделушка»). Небольшое инструментальное произведение (обычно для клавишных инструментов). Первым употребил это название Ф.Куперен, композитор позднего барокко; однако жанр получил достаточно широкое распространение в музыке 19 в. лишь после того, как Бетховен создал свои багатели ор. 33, 119, 126.

(итал. barcarolа). Инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом песни венецианских гондольеров (от итал. barca «лодка»). Баркарола обычно имеет спокойный темп и сочиняется в размере 6/8 или 12/8, с аккомпанементом, изображающим плеск волн за бортом гондолы. Известностью пользуются баркаролы Шопена, Мендельсона, Форе (фортепианные), Шуберта (для голоса с фортепиано) и Оффенбаха (для солистов, хора и оркестра в опере Сказки Гофмана).

(итал. divertimento, франц. divertissement, «развлечение»). Форма легкой, развлекательной инструментальной музыки, особенно популярная в Вене в конце 18 в. Дивертисмент сочинялся для небольшого ансамбля духовых или струнных и по форме напоминал старинную сюиту, состоявшую из разных танцев. С другой стороны, дивертисмент содержал в себе некоторые черты будущей симфонии. Немало дивертисментов можно найти в наследии Гайдна и Моцарта.

Читайте также:  Три друзей как пишется

(итал. duetto от лат. duo, «два»). Вокальная или инструментальная пьеса для двух исполнителей с аккомпанементом или без него; партии при этом равноправны.

(лат. inventio, «изобретение»). Этот термин впервые был использован композитором 16 в. Клеманом Жанекеном для обозначения шансон сложной формы. Позже термин применялся (как и термин «фантазия») к пьесам полифонического типа. В сочинениях Франческо Бонпорти он относится к сочинениям для скрипки и basso continuo (1712); в творчестве И.С.Баха название Инвенции носит известный клавирный цикл, состоящий из 15 двухголосных полифонических пьес. Вторая часть цикла, включающая 15 трехголосных пьес, носит авторское название Синфонии, но сегодня их чаще называют «инвенциями».

(итал. canzonetta). Маленькая канцона.

каприччо, каприс (итал. capriccio, франц. caprice). Инструментальная пьеса совершенно свободной формы. В 16-18 вв. каприччио представляло собой полифоническое, фугированное произведение, подобное фантазии, ричеркару или канцоне («Capriccio sopra il cucu» Дж.Фрескобальди или каприччио из Второй клавирной партиты Баха). В 19 в. термин стали относить к ярко виртуозному произведению (24 каприса для скрипки соло Паганини), либо к небольшой пьесе импровизационного характера (фортепианные каприсы ор. 116 Брамса), либо к оркестровому сочинению типа попурри на народные или широко известные темы (Итальянское каприччио Чайковского).

В эпоху барокко, когда большое распространение получают инструментальные жанры, роль мотета переходит к кантате, т.е. к вокально-инструментальной форме, но и чисто вокальный мотет продолжает свое существование: мотеты сочинялись к разного рода торжествам, и среди их авторов мы находим крупнейших мастеров эпохи. История мотета насчитывает около семи веков, и в области западной церковной музыки этот жанр уступает по значению только мессе. Великолепные образцы мотетов можно найти в сочинениях Перотина, Гийома де Машо, Джона Данстебла, Гийома Дюфаи, Жана Окегема, Якоба Обрехта, Жоскена де Пре, Орландо Лассо, Палестрины, Томаса Луиса де Виктории, Уильяма Берда, Генриха Шютца, Баха, Моцарта, Мендельсона, Брамса и др.

Термин используется главным образом в применении к операм Вагнера и его подражателей. См. ОПЕРА; ВАГНЕР Рихард.

(франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку. Жанр пасторали нередко встречается в произведениях, связанных с темой Рождества Христова (например, кончерто гроссо № 8 А.Корелли, написанное к празднику Рождества; Рождественская оратория Баха, Мессия Генделя).

(франц. prelude; от лат. praeludere, «играть прежде»). Инструментальное произведение, служащее вступлением к последующей музыке. В 15 и 16 вв. прелюдиями иногда именовались небольшие пьесы для лютни (Франческо Спиначчино) или для клавира (Уильям Берд, Джон Булл) в аккордовой фактуре. Начиная с 17 в. прелюдия образует цикл с фугой, как, например, в Хорошо темперированном клавире Баха, либо открывает собой сюиту (Английские сюиты Баха), либо же служит вступлением к пению хорала (хоральные прелюдии). В 19 в. прелюдией может называться и оперная увертюра, особенно написанная в свободной форме. Тогда же название «прелюдия» как обозначение самостоятельного жанра появляется в фортепианной литературе (Шопен, Рахманинов, Скрябин), а также и в оркестровой (симфоническая прелюдия Дебюсси Послеполуденный отдых фавна).

(итал. ricercar; от ricercare, «искать»). Инструментальная форма, весьма распространенная в искусстве 16-17 вв. Для нее характерен постоянный поиск (что отразилось в названии) возвращающихся тем и их места в общей структуре композиции. Подобно фантазии, ричеркар в области инструментальной соответствует мотету в области вокальной: форма возникает из последовательного фугированного развития нескольких мелодий. В отличие от мотета, где возникновение новых тем обусловлено появлением новых стихотворных (или прозаических) строк, в ричеркаре главенство принадлежит все же одной теме, и потому данную форму можно считать предшественницей высокоразвитой фуги баховской эпохи. Термин «ричеркар» может относиться и к неимитационному произведению, написанному в свободном инструментальном стиле и по характеру напоминающему токкату.

(нем. Sextett; от лат. sextus, «шестой»). Этот термин обычно обозначает написанное в форме сонатного цикла сочинение для шести исполнителей. Состав секстета может быть разным; чаще всего это струнный квартет с двумя добавленными инструментами (например, секстет фа мажор Моцарта, К. 522, для квартета и двух валторн, секстет Брамса си-бемоль мажор, ор. 18, для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей). Название «секстет» может относиться и к вокальному ансамблю с аккомпанементом или без такового (секстеты в операх Свадьбе Фигаро Моцарта и Лючия ди Ламмермур Доницетти).

Марш Отниел Чарлз (Marsh) (1831-1899), американский палеонтолог. Труды по мезозойским млекопитающим, стратиграфии мезо-кайнозоя; построил родословное древо лошади. Первым исследовал размер мозга ископаемых млекопитающих.

Там армия отдохнула, получила подкрепления и к началу октября была готова перейти к активным действиям. Основные силы Наполеона располагались в Москве, а против русских находился на р. Чернишне лишь авангард (26 тыс. человек) под командованием маршала И. Мюрата (см. МЮРАТ Иоахим).

В русском штабе был утвержден план нападения на авангард Мюрата, разработанный полковником К. Ф. Толем (см. ТОЛЬ Карл Федорович). По принятой диспозиции главная роль отводилась трем колоннам правого фланга во главе с генералом Л. Л. Беннигсеном (см. БЕННИГСЕН Леонтий Леонтьевич). Ночью 6 октября русские войска совершили трудный переход по лесистой местности. Но только кавалерийская колонна генерал-адъютанта В. В. Орлова-Денисова (см. ОРЛОВ-ДЕНИСОВ Василий Васильевич) прибыла заблаговременно на предполагаемое место согласно плану, остальные колонны задержались и не вышли вовремя к назначенным пунктам. Опасаясь быть обнаруженным, Орлов-Денисов приказал своим казачьим полкам атаковать левый фланг французов и вызвал среди них панику. Чуть позже, не дожидаясь подхода основных сил, атаковать противника попытались егерские полки 2-го пехотного корпуса во главе с генерал-лейтенантом К. Ф. Багговутом (см. БАГГОВУТ Карл Федорович). Но в самом начале Багговут был убит, и атака захлебнулась. Пока Беннигсен собирал для решительного удара заблудившиеся в лесу части, противник пришел в себя, и последующие русские атаки желаемого успеха не имели. Боясь полного окружения, французы начали медленно и в полном порядке отступать. Несмотря на просьбы многих генералов, русские войска левого фланга по приказу Кутузова в дело не вступали, и к концу дня основные силы возвратились в Тарутинский лагерь.

На карте Юго-Восточной Азии

Реки Вьетнама располагают большими запасами гидроэнергии. Энергетический потенциал р.Хонгха составляет не менее 1,5-2 млн. кВт. На р.Да («Черная») при содействии СССР был сооружен гидроузел Хоабинь. Особой достопримечательностью Вьетнама является залив Халонг, признанный ЮНЕСКО еще одним чудом света. На лазурном морском пространстве этого прибрежного залива разбросаны 1600 небольших островов и скал причудливых форм, напоминающих бойцовых петухов, лягушек, ритуальные вазы и т.п. На скалистых островах встречаются пещеры со сталактитами и сталагмитами. На морском берегу Вьетнама, где имеются пляжи с белыми и золотыми песками, расположены курортно-туристические зоны: Вунгтау, Нячанг, Дошон и др.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

Центральные органы власти. Согласно конституции, высшим органом государственной власти является Национальное собрание. Оно состоит из 450 депутатов, избираемых на пятилетний срок прямым всеобщим голосованием. Обязанности парламентариев включают «назначение, временное прекращение полномочий и отправку в отставку» президента, вице-президента и председателя кабинета министров (на эти три поста выдвигаются лишь депутаты Национального собрания), а также председателя Верховного народного суда и других высших лиц государства. Президент является главнокомандующим вооруженными силами страны и руководит Советом национальной обороны и безопасности. Президенту принадлежит право назначения, с согласия Национального собрания, чиновников на ряд ответственных постов, в том числе на посты председателя Верховного суда и генерального прокурора. Премьер-министр, отвечающий за текущую деятельность правительства, назначает и смещает членов кабинета, но обязательно с одобрения Национального собрания. Глава правительства может отменять или приостанавливать исполнение постановлений и решений, принятых на уровне министерств и ведомств. Он ответствен перед высшим законодательным органом страны, перед которым обязан регулярно отчитываться.

Местные органы власти. В административном отношении Вьетнам состоит из 57 провинций, одного особого округа и четырех городов центрального подчинения: столицы Ханоя, Хайфона, Дананга и Хошимина (бывшего Сайгона, слившегося с «верхним городом» Шолоном). Эти четыре мегаполисных центра находятся в орбите непосредственного административного контроля правительства, но по существу управляются Народными комитетами. Провинции разделены на округа, в которых, как повсеместно в городах и деревнях (общинах), действуют избранные населением Народные советы. С 1997 провинциям и другим административно-территориальным единицам предоставлено право заниматься внешнеторговыми операциями.

Судебная система. Судебная система включает Верховный народный суд в Ханое и нижестоящие народные суды в провинциях и крупных городах. Национальное собрание может в особых случаях, например, когда затрагиваются интересы национальной безопасности, создавать своим решением специальный орган судопроизводства. Верховный народный суд осуществляет контроль за работой подведомственных ему учреждений. Национальные меньшинства обладают правом пользоваться в суде родным языком. На государственном и провинциальном уровнях и в армии действуют народные инспекции, каждой из которых руководят ответственные сотрудники прокуратуры; они выполняют задачи контроля за выполнением закона в государственных учреждениях, частных организациях, военнослужащими и гражданскими лицами. Дела на процессах судья рассматривает совместно с советом народных заседателей, состоящим из 5-9 человек, который при вынесении приговоров обладает двумя голосами против одного голоса судьи. В стране насчитывается свыше 10 тыс. таких советов.

Международные отношения. По состоянию на 1998 СРВ признали более 160 стран мира. В 1991 были нормализованы отношения с Китаем. В июле 1995 были официально восстановлены отношения с США, в том же месяце Вьетнам стал полноправным членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В рамках этой организации Вьетнам провел в 1998 заседание на высшем уровне для обсуждения азиатского «финансового кризиса» и других представляющих общий интерес вопросов. СРВ является членом ООН (с 1977), а также участником Регионального форума АСЕАН и Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества (АПЕК). Вьетнам также подал заявку для вступления во ВТО, в 1995 подписал протокол о сотрудничестве с Европейским Союзом. Вьетнам является участником Движения неприсоединения.

На карте Западной Европы

ТИПИЧНЫЙ ЛАНДШАФТ в Кадисе

Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании, тт. 1-2. М., 1951 Майский И.М. Испания 1808-1917. М., 1957 Галан Х.М. Крушение монархии в Испании (1917-1931). М., С Война и революция в Испании 1936-1939, т. 1. М., 1957 Гарсиа Х. Испания XX в. М., 1967 Испания. 1918-1972. Исторический очерк. М., 1975 Современная Испания. М., 1983 Лагутина Е.И., Лачининский В.А. Страны Пиренейского полуострова. Л., 1984 Каптерева Т.П. Искусство Испании. М., 1989 Испания и Португалия. М.,1989 Испания. М., 1993 Хенкин С.И. Испания после диктатуры. М., 1993 Буторина О.В. Испания: стратегия экономического подъема. М., 1994

На карте Ближнего Востока

Строение поверхности. Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Выделяют 5 орографических областей.

Плоскогорья и горные системы востока (Армянское нагорье). Эта область отличается особенно сложным орографическим рисунком. Беспорядочно простирающиеся хребты соединяются на крайнем востоке страны с горными цепями Загроса и Азербайджана. Венчает данное скопление гор вулканический конус Большого Арарата (5137 м, самая высокая точка Турции). Собственно плоскогорье занимает узкую полосу территории, большая часть поверхности которой погребена под толстым слоем лавы, и включает несколько котловин тектонического происхождения с относительно пологим рельефом. В самой обширной из них, на высоте 1720 м, расположено соленое бессточное оз. Ван. В восточной части Турции, где возвышаются несколько горных пиков, достигающих 3700-4300 м, берут свое начало такие реки, как Тигр, Евфрат и Аракс. У южной границы страны, близ города Диярбакыр, пролегает северная окраина пустынного Сирийского плато. Местность плавно понижается к югу, но расчленена глубоко врезанными речными долинами, кое-где поднимаются низкие кряжи, так что площадь равнинных участков невелика.

Читайте также:  Флэшмоб как пишется на английском

Климат. На территории Турции климат сильно варьирует от места к месту, в целом же климатическое районирование совпадает с орографическим.

Субтропический переходный климат. Побережье Черного моря и нижние части склонов Понтийских гор имеют климат, переходный от средиземноморского к влажному субтропическому. Мягкий его характер обусловлен влиянием морских воздушных масс и защитной ролью гор, препятствующих проникновению на побережье холодных атмосферных потоков из внутренних районов страны. В наиболее холодный месяц года средние температуры составляют 4-7° С, в самый жаркий (обычно это август) 20-24° С. Суточные колебания температур редко бывают резкими. Осадков достаточно: от 635 мм в год на западе до более 2500 мм на востоке. Они выпадают во все сезоны, но преимущественно с октября по март.

Субтропический средиземноморский климат. Побережье Эгейского и Средиземного морей имеют типично средиземноморский климат с жарким сухим летом и теплой дождливой зимой. Обычно на один-три летних месяца приходятся менее 25 мм осадков. Их среднегодовая сумма в прибрежной полосе вышеназванных морей и Мраморного моря достигает 500-750 мм, во внутренних районах 380-500 мм, но на склонах Тавра местами превышает 750 мм. В самый знойный летний месяц средние температуры колеблются от 23° С в Стамбуле до 27° в Измире и 28° С в Адане, днем обычно поднимаясь до 32-35°, и ночью падая на 5-10° С. Средние значения самого холодного месяца составляют на побережье 4-9° С, а во внутренних районах 2° С. Зимой в дневное время часто бывает солнечно и тепло, по ночам случаются заморозки.

Почвы. Наиболее плодородные почвы, содержащие необходимые для роста растений минеральные вещества и гумус, приурочены к поймам и дельтам рек. Почвы остальной части Турции в основном испытывают недостаток элементов питания растений. Наиболее мощные и продуктивные аллювиальные отложения сформированы такими реками, как Большой Мендерес, Гедиз, Сейхан, Джейхан, а также реками равнины Анталья. В горах и на землях каменистых плоскогорий развиты маломощные скелетные почвы, относительно малоплодородные и легко подверженные эрозии. Их распашка оправдана только в наиболее удачно расположенных местностях. Сведение лесов и интенсивный выпас коз, продолжавшиеся в течение столетий, ухудшили состояние почвенного покрова в горах. В результате интенсивного поверхностного стока и чрезмерной эрозии большая часть верхнего плодородного слоя почв смыта, и на поверхность выходит тонкий щебнистый горизонт. На выположенных участках плоскогорий развиты степные почвы (буроземы и черноземы), часто весьма продуктивные, что отчетливо проявляется при наличии достаточного увлажнения. Без искусственного орошения на них могут выращиваться озимые зерновые культуры, в частности пшеница и ячмень. Почвы Средиземноморской области характеризуются средней мощностью и умеренным плодородием. Однако при противоэрозийном террасировании склонов, а также на равнинных землях они дают хорошие урожаи, особенно таких типично средиземноморских культур, как маслины, инжир и виноград.

Растительность. Флора на территории Турции, которая с глубокой древности обжита человеком, сохранила свой первоначальный характер разве только в труднодоступных высокогорьях.

Средиземноморский тип. Средиземноморская растительность характерна для южного побережья (Эгейское море) и окрестностей Мраморного моря; восточнее Дарданелл она постепенно переходит в сообщества понтийского типа. На низких высотах растительный покров состоит из низкорослых деревьев, кустарников, множества колючих и луковичных видов. Наиболее развитые сообщества этого типа, так называемый маквис, образованы вечнозелеными дубами, соснами, лаврами. Шире распространены в средиземноморской зоне Турции занимающие более тощие почвы гаррига и фригана, которые считают стадиями антропогенной деградации маквиса. В гарриге еще сохраняются деревья, но преобладают кустарники и травы, фригана беднее по флористическому составу и представляет собой заросли из колючих кустарников. Выше по склонам, как результат улучшения условий увлажнения, располагаются низкоствольные склерофильные леса из вечнозеленых и листопадных деревьев с подлеском из высоких кустарников.

Понтийский тип. Понтийские горы к востоку от Синопа, где кончается переходная к средиземноморской растительность, поросли самыми густыми и наиболее ценными с хозяйственной точки зрения лесами. В них доминируют листопадные широколиственные породы: клен, грецкий орех, дуб и лещина.

Демографические сведения. Первая перепись, проведенная в 1927, зарегистрировала 13 648 тыс. жителей, показатели 1985, 1990 и 1997 равнялись соответственно (тыс. человек): 24 112, 50 664 и 62 800. Годовой демографический рост, который составлял, следовательно, в среднем 2,7% в период с 1927 по 1955 и 3,7% с 1955 по 1985, снизился до 1,5% в период с 1990 по 1997. Формирование этнокультурных общностей. В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с 2000 до н.э., когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения. Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Тюркские корни. Исторической родиной тюрок считаются Алтайские горы. На землях к востоку от ареала обитания тюрок жили монголы. К западу соседями были угро-финны (предшественники финнов, венгров, эстонцев и др.). Со временем тюрки заселили Среднюю Азию. Созданная ими империя, в конечном счете, включила в себя обширнейшие территории континента. В 9 в. тюрки-огузы, обитавшие в западных областях Центральной Азии, приняли ислам. Позднее их стали называть туркменами и сельджуками. После миграции в Месопотамию тюрки стали главной силой на Среднем Востоке и во всем мусульманском мире. В 1071 сельджуки во главе с Алп-Арсланом вторглись в Восточную Анатолию, входившую в то время в состав Византийского государства. Начиная с этого времени многочисленные тюркские племена оседали в Азербайджане и Анатолии. По оценкам, ок. 4 млн. тюрок переселилось на свою новую родину, вытеснив византийцев в западные прибрежные районы и ассимилировав оставшееся население.

Курды. Курды принадлежат к одной из двух (наряду с армянами) сравнительно крупных этнических групп населения, которые, проживая на территории Турции, избежали тюркизации в османскую эпоху. Родственные персам по языку и этническому происхождению, курды обитают в малодоступных горных районах Восточной Анатолии. Сохранив свои обычаи, язык и национальное самосознание, курды поднимали восстания в 1925 и 1930-х годах, которые были жестоко подавлены Турецкой Республикой. После действовавшего в области их расселения в течение многих лет чрезвычайного положения началась тюркизация курдов, и только с 1946 курдские провинции, наконец, получили такой же статус, как и остальные. Соседство мощных курдских меньшинств в Ираке и Иране делает проблему интеграции турецких курдов крайне острой для Турции. На начало 1990 в стране насчитывалось ок. 12 млн. курдов.

Армяне. В прошлом еще одно многочисленное национальное меньшинство в Турции, армяне в древности сумели создать независимое христианское государство на территориях, входящих в настоящее время в состав Республики Армения и Северо-Восточной Турции. Однако на своей исторической родине они и были подвергнуты тюркизации сельджуками, захватившими в 12 в. Восточную Анатолию. И хотя армяне по-прежнему формировали большинство населения на землях к северо-востоку от р.Аракс и еще в течение двух веков правили в Киликии, на их землях в Северо-Восточной Анатолии стали поселяться тюрки. Между турками и армянами не было столкновений вплоть до 19 в., когда армянские националисты, ободренные ослаблением Османской империи и подталкиваемые обещаниями помощи со стороны России и других христианских государств, подняли восстание против османского правления. В ответ османское правительство устроило в 1894-1896 кровавую резню, которую повторило в 1909. В 1915 турецкие власти начали изгнание армян из Малой Азии; за массовыми убийствами последовала насильственная депортация.

Национальный состав населения. Официальная статистика не публикует соответствующих данных, отождествляя национальную принадлежность с языковой. На базе этого принципа в стране в 1965 насчитывалось 28 318 тыс. турок. В стране проживали также (тыс. человек): курды (2181), арабы (369), черкесы (57), греки (49), армяне (32), грузины (32), лазы (28) и евреи (9,1).

Язык. Турецкий язык относится к алтайской языковой макросемье, к которой принадлежит большинство языков Центральной Азии. После провозглашения страны республикой были проведены две реформы языка. В 1928 арабский алфавит был заменен латинским, а в 1930-х годах состоялось упрощение и очищение языка: официальный османский язык (османлика), насыщенный арабскими и персидскими словами, был заменен использовавшимся в обиходе народным языком (тюркче).

ХРАМ СВ. СОФИИ (Стамбул)

МЕЧЕТЬ АХМЕДА (Стамбул)

Города. Около 35% населения проживают в сельской местности, однако продолжается процесс урбанизации. В 1997 из 5 городов Турции с населением более 1 млн. человек самыми большими и известными были следующие (тыс. человек): Стамбул (8260), бывший Константинополь, в прошлом столица Османской империи, находящийся на европейском берегу Босфора; Анкара (2984), нынешняя столица Турции, расположенная на Анатолийском плоскогорье; Измир (бывш. Смирна 2082), важный порт на побережье Эгейского моря.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА

Судебная система. Старые законы Османской империи, основывавшиеся на шариате, были отменены еще в первые годы правления Мустафы Кемаля Великим национальным собранием, в котором большинство мест занимала НРП. Религиозные суды были упразднены в 1924, а принятая в том же году Конституция гарантировала независимость всех других органов судопроизводства. Судебная система состоит из мировых судов с ограниченными полномочиями, которые рассматривают незначительные уголовные и гражданские дела; судов первой инстанции с более широкими полномочиями; основных уголовных судов по особо тяжким уголовным преступлениям; судов правосудия по гражданским и коммерческим делам; Кассационного суда, который является высшей судебной инстанцией, рассматривающей апелляции на судебные решения. Конституция 1982 предусматривает также создание Конституционного суда, проверяющего правовой статус законодательных актов. В основу судебного кодекса Турции положены гражданский кодекс Швейцарии, уголовный кодекс Италии и коммерческий кодекс Германии.

Вооруженные силы. После 1947 вооруженные силы Турции были полностью реорганизованы с помощью США. Военная служба является обязательной и продолжается 20 месяцев. В 1996 турецкая армия насчитывала ок. 400 тыс. человек личного состава и 258,7 тыс. резервистов. Военно-морской флот имел в своем составе 5 эсминцев, 23 подводные лодки, и в нем служило ок. 51 тыс. человек. В военно-воздушных силах числилось 56,8 тыс. человек, на вооружении находились примерно 500 боевых самолетов и зенитные управляемые ракеты «Найк-Геркулес».

Источник

Поделиться с друзьями
Познавательное и интересное