- Хлеб всему голова. Пословицы
- Почему говорят «хлеб всему голова»
- Хлеб всему голова пословица как пишется
- Хлеб – всему голова. Значение пословицы в современном питании
- Пословицы о хлебе на темы: гостеприимство, добро, дом и другие
- Хлеб – всему голова. Значение пословицы в современном питании
- Прибаутки, поговорки про хлеб
- LiveInternetLiveInternet
- Пословицы про хлеб для детей
Хлеб всему голова. Пословицы
Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.
«Будет хлеб — будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.
«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний — уже привычный и самый вкусный.
«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.
«Хлеб везде хорош — и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.
«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.
«Говорят — хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.
«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.
«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.
«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.
В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.
Источник
Почему говорят «хлеб всему голова»
Баталова Румия
Почему говорят «хлеб всему голова»
Почему говорят «хлеб всему голова«
Значение хлеба в жизни человека, особенно русского человека, сложно переоценить. Он помогал выжить и в средние века и во время войн прошлого века. Поэтому о хлебе, как, впрочем, и о пшенице, сложено много песен, он фигурирует в пословицах и поговорках. А самая известная народная мудрость «хлеб – всему голова» может быть истолкована по-разному, но в любом случае подчеркивает важность этого продукта.
Хлеб, приготовленный из качественного зерна, содержит большое количество полезных веществ и витаминов, необходимых человеку. Интересно, что даже в черством виде он сохраняет их практически в том же количестве. Именно поэтому в условиях продолжительного голода при наличии одного только хлеба или сухарей человек может прожить до следующего урожая.
На эту тему есть еще одна пословица: «Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой». В такие годы деньги теряли свое значение, своеобразной мерой, определяющей ценность всего остального, было зерно. Кроме того, создав благоприятные условия, его легко можно сохранить в течение довольно продолжительного времени.
В Средневековье подавляющее количество войн, особенно междоусобных, происходило не из-за природных ископаемых, а именно из-за плодородных земель, на которых можно вырастить сельскохозяйственные культуры, включая рожь и пшеницу. Поэтому, чтобы взять измором селение, часто засеянные поля поджигались, и голодающие люди вынуждены были сдать укрепления. Так что можно сказать, что хлеб был если не причиной, то способом достижения победы во время войны или набега
Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация: Хлеб всему голова Подготовила : воспитатель первой квалификационной категории Храмова М. В. Цель Через интеграцию образовательных.
Фотоотчет «Хлеб — всему голова» Из чего печётся хлеб, Что едим мы на обед? Хлеб печётся из муки, Что дают нам колоски. Рожь, пшеница в век из века Щедро кормят человека.
Исследовательский проект «Хлеб-всему голова» Исследовательский проект «Хлеб- всему голова» Авторы: дети средней группы № 9 МАДОУ «Детский сад «Гусельки», Руководитель: Новикова Любовь.
Педагогический проект «Хлеб — всему голова» Педагогический проект «Хлеб – всему голова» Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено.
Презентация «Хлеб — всему голова» Презентация «Хлеб – всему голова» Чтобы из зерен получить муку, нужно затратить очень много труда и сил. А как же раньше на Руси выращивали.
Проект «Хлеб — всему голова» ПРОЕКТ: «Хлеб – всему голова!» Выполнила: воспитатель МБДОУ Д/с № 4 с. Овсянка высшей квалификационной категории Кириченко Светлана Викторовна.
Проект «Хлеб — всему голова» В апреле 2018 г. в старше- подготовительной группе детского сада 7 города Меленки прошел проект «Хлеб-всему голова». Цель проекта: познакомить.
Сочинение «Хлеб всему голова» Вот он – Теплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол – Он пожаловал – пришел. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло.
Источник
Хлеб всему голова пословица как пишется
Сейчас хлебом никого не удивишь. На магазинных прилавках можно найти самую разную выпечку – на любой вкус и кошелек. Хотя, совсем еще недавно, крестьяне трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, и считали хлеб – богатством («хлеб – всему голова», «хлеб на стол, и стол – престол», «без хлеба сыт не будешь»). Не побьет ли пшеницу дождь, не сожжет ли солнце, не выклюют ли птицы – забота об урожае волновала селян круглый год.
Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб в человеке – воин». Пустые закрома считались страшным бедствием: «Без ума проколотишься, а без хлеба – не проживешь», «Нет хлеба – клади зубы на полку».
Ни в коем случае нельзя было выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Народная мудрость учит: «Выкинул хлеб, значит – потерял семейное благополучие и силу».
О том, каким будет год, голодным или сытым, судили как раз по тому, сколько удалось собрать и намолотить зерна. Ведь считалось, что если нети хлеба, то любая пища будет не сытной: «Горек обед без хлеба».
Хлеб в русских пословицах и поговорках символизирует чистоту души, гостеприимство и достаток. Не зря издавна долгожданных гостей и молодоженов встречали караваем и солью. Да и сейчас в большинстве семей хлеб считается главной составляющей обеденного стола.
БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
БУДЕТ ДЕНЬ – БУДЕТ И ХЛЕБ.
БЫЛА БЫ МУКА ДА СИТО, И САМА Б Я БЫЛА СЫТА.
ГОРЬКАЯ РАБОТА, ЗАТО СЛАДОК ХЛЕБ.
ГРЕЧНЕВАЯ КАША – МАТУШКА НАША, А ХЛЕБЕЦ РЖАНОЙ – ОТЕЦ НАШ РОДНОЙ.
ДОПЛЯСАЛИСЬ, ЧТО БЕЗ ХЛЕБА ОСТАЛИСЬ.
ЕСЛИ ХЛЕБА НИ КУСКА, ТО И В ТЕРЕМЕ ТОСКА.
ИЗ ОДНОЙ МУКИ ХЛЕБА НЕ ИСПЕЧЕШЬ.
КАЛАЧ ПРИЕСТСЯ, А ХЛЕБ НИКОГДА.
НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК.
ПОКУДА ЕСТЬ ХЛЕБ И ВОДА, ВСЁ НЕ БЕДА.
ПОТ НА СПИНЕ, ТАК И ХЛЕБ НА СТОЛЕ.
СЫТЫЙ СЧИТАЕТ ЗВЕЗДЫ НА НЕБЕ, А ГОЛОДНЫЙ ДУМАЕТ О ХЛЕБЕ.
У КОГО ХЛЕБУШКО, У ТОГО И СЧАСТЬЕ.
ХЛЕБ – БАТЮШКО, ВОДА – МАТУШКА.
ХЛЕБ В ЧЕЛОВЕКЕ – ВОИН.
ХЛЕБ ВСКОРМИТ, ВОДА ВСПОИТ.
ХЛЕБ ДА ВОДА – МОЛОДЕЦКАЯ ЕДА.
ХЛЕБ НА СТОЛ, И СТОЛ – ПРЕСТОЛ.
ХЛЕБА НИ КУСКА, И СТОЛ – ДОСКА.
ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ: ХОТЬ ЧЕРНЫЙ, ДА ВКУСНЫЙ.
ХЛЕБ НОГАМИ ТОПТАТЬ – НАРОДУ ГОЛОДАТЬ.
ХЛЕБОМ ЛЮДИ НЕ ШУТЯТ.
БЕЗ УМА ПРОКОЛОТИШЬСЯ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВЕШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА ВСЁ ПРИЕСТСЯ.
БЕЗ ХЛЕБА И МЕДОМ СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА И У ВОДЫ ЖИТЬ ХУДО.
БЕЗ ХЛЕБА КУСКА ВЕЗДЕ ТОСКА.
БЛЮДИ ХЛЕБ НА ОБЕД, А СЛОВО – НА ОТВЕТ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ЗУБЫ СЫЩУТСЯ.
НЕТ ХЛЕБА – КЛАДИ ЗУБЫ НА ПОЛКУ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А КАША БУДЕТ.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А ПИРОГ ДАРОМ.
ВОДА ВЫМОЕТ, А ХЛЕБ ВЫКОРМИТ.
ГОЛОДНОЙ КУМЕ ВСЁ ХЛЕБ НА УМЕ.
ДЕШЕВ ХЛЕБ, КОЛИ ДЕНЬГИ ЕСТЬ.
ЗА ХЛЕБОМ – СОЛЬЮ ВСЯКАЯ ШУТКА ХОРОША.
И ПЕС ПЕРЕД ХЛЕБОМ СМИРЯЕТСЯ.
КАК ХЛЕБ ДА КВАС, ТАК И ВСЕ У НАС.
КАК ХЛЕБА КРАЙ, ТАК И ПОД ЕЛЬЮ РАЙ, А ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И ВЕЗДЕ ТОСКА.
КАК ХЛЕБА КУСОК, ТАК И РАЗИНУЛ РОТОК.
ЛИХА БЕДА ХЛЕБ НАЖИТЬ, А С ХЛЕБОМ МОЖНО ЖИТЬ.
НА СОЛЬ ПЬЕТСЯ, НА ХЛЕБ СПИТСЯ.
НАДО ХЛЕБА И НА ПОСЛЕ ОБЕДА.
НЕ ДАВАЙ ГОЛОДНОМУ ХЛЕБ РЕЗАТЬ.
НЕ ОТ ХЛЕБА ХОДЯТ, А КО ХЛЕБУ.
ОКОЛО ХЛЕБА И МЫШИ ВОДЯТСЯ.
ОТ ХЛЕБА ХЛЕБА НЕ ИЩУТ.
РЫБА НЕ ХЛЕБ, СЫТ НЕ БУДЕШЬ.
СВОЙ ХЛЕБ ХОТЬ НОЧЬЮ ЕШЬ.
У ХЛЕБА НЕ БЕЗ КРОХ.
УМНЫЙ ДЕТИНА ЗНАЕТ, ЧТО ХЛЕБ – НЕ МЯКИНА.
ХЛЕБ В ПУТИ – НЕ ТЯГОСТЬ.
ХЛЕБ ДА ВОДА – ТО НАША ДВОРЯНСКАЯ ЕДА.
ХЛЕБ ДА СОЛЬ – И ОБЕД ПОШЕЛ.
ХЛЕБ ДОРОГОЙ, ДА НЕ ДОРОЖЕ НАС С ТОБОЙ.
ХЛЕБ-СОЛЬ ДРУЖБУ ВОДИТ.
ХОТЯ ПАЛАТА БЕЛА, ДА БЕЗ ХЛЕБА СКУЧНА.
ЧЬЯ ЗЕМЛЯ, ТОГО И ХЛЕБ.
БАЛОВСТВОМ ХЛЕБА НЕ ДОБУДЕШЬ.
БЕЗ ДЕНЕГ ПРОЖИВУ, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРОЖИВУ.
БЕЗ СОЛИ НЕ ВКУСНО, А БЕЗ ХЛЕБА НЕ СЫТНО.
БЕЗ ХЛЕБА, ДА БЕЗ КАШИ – НИ ВО ЧТО И ТРУДЫ НАШИ.
БЕЗ ХЛЕБА ЖИВОТ НИКОГДА НЕ ЖИВЕТ.
БЕЗ ХЛЕБА И С МЕДУ ТОШНИТ.
БЕЗ ХЛЕБА НА ВОДЕ НОГИ ЖИДКИ.
БЕЗ ХЛЕБА НЕТ ОБЕДА.
БЕЗ ХЛЕБА СЫТ НЕ БУДЕШЬ; ПРО ТО, ЧЕГО НЕ БЫЛО, ПЕСНЮ НЕ СПОЁШЬ.
БЕЗ ХЛЕБА – ПОЛОВИНА ОБЕДА.
БЕЗ ХЛЕБНОГО КОРМУ ЛОШАДЬ НА КНУТЕ ЕДЕТ.
БЕСЕДА БЕЗ ХЛЕБА НЕ ПРИГОЖА.
БУДЕТ ХЛЕБ, БУДЕТ И ОБЕД.
БЫЛ БЫ ХЛЕБ, А У ХЛЕБА ЛЮДИ БУДУТ.
ВРЕМЕНАМИ И ЛОМОТЬ ЗА ЦЕЛЫЙ ХЛЕБ.
ГОРЕК ОБЕД БЕЗ ХЛЕБА.
ЕШЬ ПИРОГИ, А ХЛЕБ ВПЕРЕД БЕРЕГИ.
ЕШЬ ХЛЕБ, КОЛИ ПИРОГА НЕТ.
ЛУЧШЕ ХЛЕБ С ВОДОЮ, ЧЕМ ПИРОГ С БЕДОЮ.
ТОЛЬКО АНГЕЛЫ С НЕБА НЕ ПРОСЯТ ХЛЕБА.
ЛУЧШЕ ГОЛОДАЙ, А ДОБРЫМ СЕМЕНЕМ ЗАСЕВАЙ.
ХЛЕБ ВЕЗДЕ ХОРОШ, И У НАС И ЗА МОРЕМ.
ХЛЕБА ЛОМОТЬ – И РУКАМИ ПОДЕРЖАТЬСЯ, И В ЗУБАХ ПОМОЛОТЬ.
ГЛУБЖЕ ПАХАТЬ, БОЛЬШЕ ХЛЕБА ЖЕВАТЬ.
ДАДУТ ХЛЕБЦА, ДАДУТ И ДЕЛЬЦА.
НАЕЗДОМ ХЛЕБ НЕ НАПАШЕШЬ.
ГДЕ КОВЫЛЬ, ТАМ И ХЛЕБ.
Источник
Хлеб – всему голова. Значение пословицы в современном питании
Зачастую возникает вопрос о том, как правильно трактовать ту или иную пословицу. В этой статье мы попытаемся раскрыть смысл наиболее известных пословиц о хлебе. В статьях «Дело и хлеб», «Пословицы о хлебе, деньгах и богатстве», «Добро, дом и гостеприимство» указаны некоторые краткие толкования.
«Будет хлеб будет и песня!» Известно, что хлеб был раньше и, пожалуй, остается по сей день важнейшим продуктом. На Руси по урожаю ржи и пшеницы судили о том, насколько благоприятным будет год, не придется ли жить впроголодь. Потому что из ржи и пшеницы будет мука, а из муки хлеб. Можно жить без многих продуктов, но хлеб в доме должен быть в первую очередь. Потому и поговорка такая, будет хлеб, остальное приложится.
«Чужие хлебы приедчивы.» В каждой семье хлеб пекли по-своему. Даже при очень похожих рецептах результат на вкус мог довольно сильно отличаться. И каждая семья, естественно, привыкала ко вкусу собственного домашнего хлеба и считала свой рецепт самым вкусным. Отсюда и выражение пошло. Оно не означает, что соседский хлеб плохой, просто хлеб, которым угощают может надоесть, а свой домашний уже привычный и самый вкусный.
«Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.» Того, что сделано, уже не изменишь.
«Хлеб везде хорош и у нас и за морем.» Культуры везде разные, правители разные, но суть человеческая и основные ценности едины.
«Хлеб всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния.
«Говорят хлебы варят, а щи пекут.» Многие из народных слухов могут быть вымышленными, а вовсе не правдой.
«Не для Иисуса, а для хлеба куса.» Так говорят о поступках людей, в основе которых лежит меркантильный интерес, личная выгода или нажива. Но, при этом, сам человек преподносит целью поступка какие-либо высшие идеалы или благородные идеи. Так могут говорить и о людях, которые пытаются заработать на вере или надежде человеческой.
«Круто замешено, да не пропечено.» Дело могло сначала выглядеть очень интересно и перспективно, возможно, в него вкладывался большой труд, но в результате усилия не были оправданы, и итог оказался разочаровывающим.
«Без закваски хлеба не месят.» Без подготовки к делу не приступают.
В разных ситуациях поговорки могут трактоваться по-разному, но общий смысл един.
Isgerd (опубликовано 148 статей) (1)
Пословицы о хлебе на темы: гостеприимство, добро, дом и другие
В коротком тексте пословицы всегда заключена народная мудрость и назидание будущим поколениям.… Читать дальше
«Хлеб — всему голова.» Пожалуй, это самая популярная пословица о хлебе, однако, толкование ее знакомо не всем. Значение хлеба в жизни людей сложно оценить. Без него не обходился ни один прием пищи, ни одно застолье, потому что хлеб — это сытно и полезно. Какие бы блюда сложные или простые ни подавались на стол, а хлеб должен был быть обязательно. Даже если случался голод, пока есть из чего испечь хлеб, можно прожить до следующего урожая. Кроме того, стоит не забывать, что многие сражения и войны начинались из-за плодородных земель, на которых выращивали пшеницу и рожь. Если враг поджигал поле, в котором росла рожь, он обрекал поселение на голод. И потому, во многих политических и военных конфликтах причиной было желание улучшить благосостояние, а значит хлеб как символ этого благосостояния. ;)cупер
Хлеб – всему голова. Значение пословицы в современном питании
Мы стали есть меньше хлеба! Это понятно – наш рацион разнообразнее рациона наших предков. Двигаемся мы мало, поэтому сидим на диетах, или, как минимум, предпочитаем более легкую и менее калорийную пищу. Стоит ли отказаться от хлеба или от него есть польза? Нашему организму для нормальной жизнедеятельности нужны не только калории, но и витамины.
В хлебе этих витаминов – «завались», как говорил кот Матроскин из известного мультфильма. Это В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В5 (пантотеновая кислота), В9 (фолиевая кислота), РР (никотиновая кислота).
Остановимся только на одном (для начала) – В1.
В1 – водорастворимый витамин, это означает, что он не запасается в организме человека, а ведь он необходим для метаболизма углеводов, жиров и протеинов. Значит для улучшения обмена веществ без него не обойтись. Человеческое тело сохраняет до 30 мг тиамина в тканях, в основном – в мышцах. В1 также крайне важен для нормального роста организма и его развития, помогает поддерживать в норме работу сердца, систем нервной и пищеварительной систем.
Преобладающее количество витамина В1 содержится в бобовых (горох, фасоль), в злаковых (рожь, пшеница, гречиха) и подобных продуктах растительного происхождения, а также в жирном свином мясе. Поскольку витамин В1 содержится и в отрубях (особенно в пшеничных), то главным источником витамина естественно является хлеб из пшеничной муки грубого помола. Хлеб выпеченный из высших сортов муки не содержит витамин В1, а потому, норма содержания ржаного или грубого пшеничного хлеба в рационе человека должна составлять как минимум половину всего потребляемого в пищу продукта.
Витамин В1 играет важную роль в функционировании всей нервной системы и её благосостоянии; при отсутствии данного витамина возникает риск развития заболевания, наиболее известного под названием «бе́ри-бе́ри».
Чаще всего, дефицит тиамина обычно связан с нарушениями процесса питания. При обычном смешанном питании потребность организма в данном витамине не столь велика, она колеблется где-то в пределах 2-4 мг в сутки, что компенсируется употреблением обычных продуктов – ржаного или грубого пшеничного хлеба, мяса разных сортов, молока, разнообразных круп и картофеля. Однако в некоторых случаях такого количества тиамина оказывается недостаточно, и тогда следует озаботиться вопросом введения B1 в суточный рацион искусственно, то есть в виде чистого витаминного препарата, продаваемого в аптеках.
Возникновение недостатка витамина В1 в подобных масштабах возможно при чрезмерной умственной нагрузке, нарушениях процессов всасывания в пищеварительном канале, различных заболеваниях, например, при колите, а также после перенесенных желудочно-кишечных расстройств.
К тому же недостаток тиамина возникает при плохом питании и чрезмерном потреблении алкоголя. Дефицит тиамина способно вызывать избыточное потребление морепродуктов и свежей рыбы, потому, что они содержат тиаминазу – вещество, разрушающее витамин В1. Плохо дружат с В1 чай и кофе – они ингибируют (подавляют) всасывание тиамина.
Так что, от «правильного» хлеба не толстеют, а худеют, а вот «пить надо меньше», как говорил герой одного известного фильма.
Сравнительная таблица содержания витамина В1 в некоторых продуктах питания (мг/100 г продукта):
Прибаутки, поговорки про хлеб
Пока детки маленькие, они слышат много припевок от мамы и бабушки. Вместе отпускают на небо божью коровку, уговаривают малыша покушать и укладывают спать — все с поговорками и прибаутками. Есть среди них и про хлеб. Пословицы об окружающих его предметах маленький человек слышит с детства.
Так с молоком матери впитывается уважение к хлебушку, имеющему большое значение для людей.
LiveInternetLiveInternet
Хлеб — наиболее сакральный вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как дар Божий и одновременно как самостоятельное живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с солью.
Как один из наиболее позитивно окрашенных символов хлеб упоминается в сочетании с Богом, землей, солнцем и практически лишен негативных значений. В Белорусском Полесье, говоря что-нибудь нехорошее или неприличное, прибавляли: «Шануючы яснаго сонейка, матки-земли и дару божаго [хлеба]».
ХЛЕБ символизирует отношения взаимного обмена между людьми и Богом, между живыми и предками. Он теснейшим образом связан с миром умерших, которые почти осязаемо участвуют в выпечке ХЛЕБА и получают от него свою долю в виде горячего пара или какой-либо специально выделенной для них части.
У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка ХЛЕБА постоянно лежала на столе в красном углу. ХЛЕБ на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к приему гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил
. Люди кладут ХЛЕБ перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Господу; но и Бог, в свою очередь, кладет ХЛЕБ на стол перед людьми: по общеславянскому выражению
, ХЛЕБ — «дар Божий», а по русскому, «стол — ладонь Божья».
Архаический характер имеет представление о том, что Бог наделяет ХЛЕБОМ человека, причем вместе с «долей» — куском ХЛЕБА — человек получает и свою «долю», вместе с «частью» ХЛЕБА и свое «счастье». В свадебных песнях Бог сам наделяет долей присутствующих, а изготовление каравая изображается как торжественное событие, в котором наряду с каравайницами принимают также участие Богородица и Иисус Христос. На белорусской свадьбе родители молодого, как бы принимая на себя функции Бога, давали жениху ХЛЕБ с солью, говоря: «Дарую тебе счасцем и долею, / Хлебом и солею, / Волами и каровами, / Усимдобрым,што маю, / И табе тое даю».
Разрезание ХЛЕБА и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба — специфически женскими занятиями. Сами бытовые действия регламентировались множеством правил и запретов. Используемые при этом предметы (дежа, печь, хлебная лопата) относятся к наиболее значимым в крестьянском быту. Не разрешалось, чтобы ХЛЕБ пекла «нечистая» женщина — во время месячных, после полового акта, после родов; нельзя печь ХЛЕБ в великие праздники, в воскресенье, иногда и в другие дни недели. ХЛЕБ сажают в печь в молчании; пока он в печи, не разговаривают громко, не бранятся и вообще не шумят, не метут пол, в противном случае ХЛЕБ «раздражается», «пугается», начинает «капризничать» и поэтому не удается. Пока печь открыта, никто не должен выходить из дома. Ни протяжении всего процесса приготовления ХЛЕБА неоднократно крестятся сами и крестят муку, тесто в деже, буханку перед выпечкой и после нее.
ХЛЕБ оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом и катили по полу от порога, гадая о будущей жизни. В Житомирской области на месте, где предполагали поставить хату, ставили крест, а около него — стол с ХЛЕБОМ; разрезали XЛЕБ на четыре части, первую клали на крест, чтобы святые ели и просили счастья для тех, кто будет здесь жить, вторую клали под стол для домовиков, чтобы съели и не вредили хозяйству, третью ели сами и просили Бога, чтобы всегда и во всем был достаток — и в поле родило, и в хлеве «щастило», четвертую давали скотине, чтобы она была сыта и здорова.
Таким образом, ритуальное кормление было призвано ниспослать людям и домашним животным покровительство высших сил.
ХЛЕБ широко использовался в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с ХЛЕБОМ и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли ХЛЕБ вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях оставляли как жертву в поле, в лесу, в других местах. Хлеб, наряду с медом и сыром, входил в состав древнерусских жертвоприношений роженицам.
Хлебом кормили не только живых, но и мертвых: клали его в гроб, сыпали крошки на могилу для птиц, воплощающих души покойных, оставляли на перекладине креста, предназначали мертвым пар от горячего ХЛЕБА или первый из выпеченных хлебов, помеченный крестиком. В Полтавской губернии такой ХЛЕБ разламывали надвое и клали на покути или на покутном окне для предков: «Первый хлиб — помынкы. вин душам спасения, пара з его доходыть до мертвых на той свит»; «пара як пиде з хлиба, то помершим»
. Преломление ХЛЕБА встречалось главным образом в обрядах, связанных с культом мертвых. Вторичные объяснения жеста связали его с воспоминаниями о Тайной вечере; согласно пословице, «Христос ломал и нам давал».
ХЛЕБ, забытый в печи, наделялся особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал но умершему или по любимой особе, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.
В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на ХЛЕБ при заключении договоренности о свадьбе. Обряд «венчанья бурлаков» на Екатеринославщине сводился в основном к тому, что молодые целовали ХЛЕБ и обещали «Богом и хлебом» жить дружно.
Сумцов Н.Ф. Хлеб в обрядах и песнях. Харьков, 1885;
Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996. С. 158-248;
Хлябът в славянската култура. София, 1997.
Страхов А.Б. Терминология и семиотика славянского бытового и обрядового печенья. Канд. дис. М.. 1986;
Лаврентьева Л.С. Хлеб в русском свадебном обряде // Этнокультурные традиций русского сельского населения XIX — начала XX 1990. Вып. 2;
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки Л., 1990.
Пословицы про хлеб для детей
Детки пока не могут понять, что такое остаться в блокаду без еды. И хорошо. Есть много пословиц, которые воспитывают уважение к хлебу. Прежде всего это труд, который положен на его создание. Тут и забота о посевах, и тяжелое время жатвы, и обмолот, и сохранение зерна в закромах.
Сколько прошло времени с тех пор, как человек собрал первый урожай пшеницы и выпек первый каравай, а работа эта все продолжается. Лошадей заменил трактор, но все равно работа хлебороба остается тяжелой.
Источник